С 02.06.2020 г. вступит в силу Приказ Минздрава России от 18.05.2020 N 455н "О внесении изменения в Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н".

     Введение режима повышенной готовности может явиться основанием для отложения проведения периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых и вредных работах
Установлено, что в случае введения в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации проведение периодических осмотров по решению работодателя может быть отложено, но не более чем на 6 месяцев.

О правовых аспектах отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок) в случае введения режима их обязательного использования

20.05.2020 г.

Роспотребнадзор разъясняет правовые аспекты отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок) в случае введения режима их обязательного использования.

В связи с поступающими в Роспотребнадзор запросами торговых организаций относительно правомерности/неправомерности отказа в обслуживании гражданам, посещающим торговые предприятия без масок в условиях их обязательного использования, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обращает внимание на нижеследующее.

В настоящее время в ситуации, обусловленной необходимостью всемерного снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, большое практическое значение имеет системное и комплексное проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению распространения COVID-2019, в числе которых и такая важная профилактическая мера как ношение гражданами масок в качестве средства защиты «барьерного» типа.

Учитывая данный фактор, на уровне высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, исходя из сложившейся на их территории эпидемиологической ситуации, в числе вводимых ограничительных мер предусматривается обязательное ношение масок в общественных местах (в частности, при посещении торговых объектов, в общественном транспорте и т.п.).

Поэтому, при наличии принятого в установленном порядке нормативного правового акта, возлагающего на физических лиц обязанность ношения маски в определенных местах, подобное требование становится императивным предписанием, подразумевающим как его безусловное соблюдение всеми теми лицами, кому оно адресовано, так и возможность привлечения виновных в его несоблюдении лиц к соответствующему виду ответственности.

Соответственно в том случае, когда введен так называемый «масочный режим», любое появление физического лица в общественном месте без маски будет иметь признаки противоправного деяния (действия), направленного на создание угрозы не только собственной безопасности, жизни и здоровью, но и безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.

Исходя из этого, действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих разрешенную торговую деятельность, направленные на ненасильственное воспрепятствование в условиях «масочного режима» гражданам–потребителям в посещении торговых объектов без масок и доступе к товарам с целью их приобретения, не могут и не должны рассматриваться как действия, ущемляющие (нарушающие) права потребителей, поскольку такие действия со стороны хозяйствующих субъектов отвечают принципу разумности поведения участников гражданских правоотношений и не имеют признаков необоснованного уклонения от заключения публичного договора, каковым является договор розничной купли-продажи (по смыслу взаимосвязанных положений статей 10 и 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При этом граждане, являющиеся одновременно потребителями-участниками отношений, регулируемых нормами законодательства о защите прав потребителей, не выполняющие требования о ношении масок при посещении общественных мест, включая торговые объекты, как элемента введенных в установленном порядке правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, могут быть привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

СПРАВОЧНО: В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон № 68-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения могут на основании подпункта «ф» пункта 1 статьи 11 Закона № 68-ФЗ во исполнение Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417 в соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 Закона № 68-ФЗ, предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Источник: https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=14496

Напоминаем, что использование гражданами средств индивидуальной защиты в том числе в объектах розничной торговли на территории Санкт-Петербурга установлено п. 2.20 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 (в ред. от 22.05.2020) № 121.

Правительство Ленинградской области пошло еще дальше и возложило на хозяйствующие субъекты обязанности по контролю за обязательным использованием посетителями средств индивидуальной защиты, находящимися на территории хозяйствующего субъекта, в том числе аптеки: пункт 1.21. Постановления Правительства Ленинградской области от 11.05.2020г. № 277.

Приказ Минздрава от 21.04.2020 № 352 вводит в действие с 1 июня 2020 года новую редакцию статьи ОФС.1 1.0010.18 «Хранение лекарственных средств». Новая формулировка статьи предусматривает хранение лекарственных средств при относительной влажности не более 65 процентов в зависимости от соответствующей климатической зоны (I, II, III, IУА, IVБ), если специальные условия хранения не указаны в нормативной документации. Минздрав вернул пропущенный предлог «до» в текст ОФС.1 1.0010.18.

Внедрение маркировки позволит лучше отслеживать движение лекарств и не допустить продажи контрафактных препаратов через интернет, считают эксперты. Они также отмечают необходимость разработки системы электронного рецепта для продажи рецептурных препаратов.

Сроки введения обязательной маркировки лекарств не нужно переносить, учитывая, что рынок выходит на дистанционную торговлю препаратами. К такому выводу пришли участники онлайн-конференции ИД «Коммерсантъ» на тему «Экономика вируса. Фармрынок на передовой».

Маркировка и онлайн-торговля

«Маркировка безусловно нужна нашему рынку. Тем более если рынок переходит на дистанционную торговлю», — заявил на конференции исполнительный директор «Нанолек» Максим Стецюк. С ним согласился первый вице-президент ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов, который отметил, что наличие самой по себе маркировки позволит лучше и детальнее прослеживать движение лекарственных препаратов от производителей к покупателю и обеспечит абсолютно прозрачную цепочку поставок.

Руководитель товарной группы «Фарма» ЦРПТ Сергей Холкин, ссылаясь на официальную статистику Интерпола, отметил, что ввод дистанционной продажи лекарственных препаратов всегда порождает всплеск контрафактной продукции. «Система маркировки — один из главных инструментов контроля мероприятий, которые сейчас активно вводятся, включая различные послабления и онлайн-продажу», — сказал Холкин.

Против переноса сроков маркировки выступил также генеральный директор аптечной сети «Ригла» Александр Филиппов. «Введение маркировки в том числе позволяет понять, что конкретное лекарственное средство попало конкретно тому пациенту, для которого оно предназначено», — отметил он.

Вне зависимости от маркировки, заявил Филиппов, правила отпуска лекарств необходимо не упрощать, а, наоборот, ужесточать. Он отметил, что многие люди могут заниматься самолечением и принимать препараты без назначения врача, а дистанционная торговля упрощает процесс покупки лекарств. К тому же, по мнению Филиппова, новые участники фармацевтического рынка, которые приходят с появлением онлайн-торговли, должны играть по правилам этого рынка, а не навязывать свои.

«Когда игроки дистанционной торговли выходят на наш фармрынок, пускай вписываются в правила поведения и в правила жизни этого рынка. А сейчас ситуация происходит наоборот. Нас пытаются втянуть в рынок онлайн. И коронавирус здесь плохое оправдание», — заявил он.

Электронный рецепт

По мнению Филиппова, для эффективности дистанционной торговли необходимо ввести систему электронного рецепта. Он привел пример Франции, где фармацевт может посмотреть наличие рецепта в электронной базе и, при необходимости, связаться с лечащим врачом пациента и уточнить возможность отпуска препарата. «Вот куда нам нужно двигаться, — отметил Филиппов, — нам нужен электронный рецепт, онлайн-связь с врачом.

С мнением Филиппова о необходимости электронных рецептов согласился Соколов. «Я считаю, что только электронный рецепт позволит действительно наладить дистанционную продажу рецептурных препаратов», — сказал он. Однако по поводу онлайн-продажи безрецептурных препаратов Соколов заметил, что способ покупки лекарства никак не влияет на качество его применения. «Как самолечение или мое желание самолечиться влияет на тот канал продаж, по которому я получаю свой препарат? Это абсолютно несвязанные вещи», — заявил Соколов.

Источник: ФВ

Выдавать разрешение на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами дистанционным способом будут в течение пяти дней с момента поступления заявления, а отказывать в выдаче — в течение трех дней. Соответствующее положение закреплено в проекте административного регламента Росздравнадзора.

После подачи заявления о желании осуществлять розничную торговлю лекарствами дистанционным способом Росздравнадзор будет обязан в течение пяти дней выдать разрешение или в течение трех дней  уведомить об отказе. По заявлению лицензиата это разрешение в любой момент может быть отменено. Об этом говорится в Административном регламенте, который Росздравнадзор 21 мая опубликовал для общественного обсуждения на портале regulation.gov.ru.

Чтобы получить допуск к дистанционной торговле, необходимо будет подать заявление через личный кабинет на официальном сайте Росздравнадзора. В нем должны быть указаны: полное фирменное наименование юрлица (на русском языке), ОГРН, ИНН, адреса регистрации и мест осуществления розничной торговли лекарственными препаратами, сведения о лицензии на осуществление фармдеятельности, адрес сайта в сети Интернет и информация о мобильном приложении (при наличии).

Далее следует подтвердить, что у вас имеются не менее 10 мест осуществления фармдеятельности на территории страны, а также оборудованные помещения для хранения сформированных заказов в соответствии с Правилами надлежащей практики. Документально необходимо подкрепить и наличие собственной курьерской службы, имеющей оборудование, обеспечивающее поддержание необходимого температурного режима для доставки термолабильных лекарственных препаратов, или предоставить договор со службой курьерской доставки, имеющей такое оборудование. Наконец, не обойтись без документов об электронной системе платежей и мобильных платежных терминалах, предназначенных для проведения электронных платежей, в том числе с помощью банковских карт, непосредственно в месте оказания услуги. Последний обязательный пункт — опись прилагаемых документов. Кроме того, необходимо иметь регистрацию на портале госуслуг.

Плата за предоставление государственной услуги не взимается. В случае подачи недостоверных данных или неполного пакета документов заявитель рискует получить отказ.

Если предприятие передумает торговать удаленно, ему достаточно будет подать регулятору заявление о прекращении действия разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами дистанционным способом по форме, которая приведена в приложении № 3 к Административному регламенту.

Заявления и документы, необходимые для выдачи разрешения, направляются в территориальные органы Росздравнадзора в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через Интернет и (или) мобильное приложение, в том числе посредством Единого портала, уточняется в законопроекте.

При получении заявления в электронной форме на сайте Росздравнадзора в автоматическом режиме осуществляется его регистрация. Заявителю через личный кабинет сообщается присвоенный заявлению уникальный номер.

Заинтересованные лица вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц территориальных органов Росздравнадзора и решений, принятых ими в ходе предоставления госуслуги, в досудебном порядке. Жалоба может быть подана на имя руководителя Росздравнадзора.

Источник: ФВ

E-mail: fa@farmass.spb.ru

Телефон: (812) 603-22-80, +7 (903) 094-16-12

Наш адрес:
СПб., Владимирский проспект д. 17, корпус 3, офис 309,
метро «Владимирская»

Фармакологическая ассоциация
Фармакологическая ассоциация