Уважаемые коллеги!

Первый вице-премьер Правительства Российской Федерации г-н Шувалов Игорь Иванович дал поручение Минздраву РФ, Минпромторгу РФ,Минэкономразвитию РФ и Роспотребнадзору РФ «определить ограниченный перечень лекарственных средств и порядок их реализации в розничных продовольственных торговых сетях и представить в Правительство РФ » до 17 июля 2014 г.

В связи с этим Фармацевтическая Ассоциация Санкт-Петербурга и Северо-Запада подготовила письмо на имя Президента России г-на Путина Владимира Владимировича.

Копии письма разосланы в вышеупомянутые ведомства, а также в Государственную Думу и ФАС Российской Федерации

Предлагаем Вашему вниманию текст письма.

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ АССОЦИАЦИЯ

Санкт-Петербурга и Северо-Запада

191123 г.Санкт-Петербург Манежный переулок , д.15-17

тел.8-812-272-68-19   8-812-272-46-54

E-mail: fa@farmass.spb.ru   WWW fa-spb.ru

 

Исх.01-26    от 03.07.2014г.                                             Президенту

                        Российской Федерации

               г-ну Путину В.В.

О соблюдении конституционных прав

граждан России на охрану здоровья

 

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

 

   Как стало известно из публикации в газете «Ведомости» от 17.06.2014г№ 114(3618) первый вице-премьер Правительства РФ г-н И.Шувалов вновь дал поручения различным ведомствам до 17 июля 2014г. подготовить перечень лекарственных средств и порядок их реализации в розничных продовольственных торговых сетях.

   Реакция фармацевтической общественности Санкт-Петербурга на данную публикацию резко отрицательная. Да, лекарство это товар, который продается за деньги . Но это особый вид товара , потребительские свойства которого сам потребитель оценить не может. Ни по запаху (как, например, тухлое мясо или рыбу), ни по цвету (пожелтевшая зелень), ни по вкусу ( например, творог или колбасу можно попробовать) забраковать лекарство сам покупатель не может. Поэтому он полностью доверяет свое здоровье и жизнь аптечному работнику. И это доверие надо укреплять.

Это уже третья попытка ( октябрь 2009,октябрь 2012гг)нарушить закон РФ от 12.04.2010г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» , в соответствии с которым право розничной торговли любым лекарственным средством предоставлено аптечным организациям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность (ст.52), получить которую возможно только при наличии сертифицированных фарм.специалистов.

 

Данная инициатива идет вопреки не только закону РФ от 12.04.2010г. № 61-ФЗ, но и Конституции РФ. В ст.41п.3 сказано:

«Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом».

К сожалению, при обсуждении нового порядка продажи лекарств вопросы безопасности умалчиваются. Хотя, случаев отравлений и смертей от неправильного употребления лекарств в нашей стране регистрируется немало.

Так по данным НИИ Скорой помощи им. И.И.Джанелидзе (г.Санкт-Петербург) из 8252 пациентов, оказавшихся в прошлом году на больничной койке отделения токсикологии, 1174 пациентам потребовалась интенсивная терапия -они поступили с нарушенными жизненно важными функциями. Половина из них пострадали из-за приема лекарств.

А принимали они в том числе «безобидные» безрецептурные препараты, такие как корвалол, парацетамол и т.д. За рубежом парацетамол стоит на первом месте по опасности отравлений. Если такие факты есть сейчас, когда лекарственные препараты можно купить только в аптеке, что будет , если их будут продавать в свободном доступе в магазинах?!

Реализация данного предложения будет иметь целый ряд негативных последствий:

1. Факторы , которые резко отрицательно скажутся на здоровье населения нашей страны:

- увеличится число граждан, занимающихся неквалифицированным самолечением вследствие отсутствия профессиональной консультации фарм. специалиста, который работая в аптеке, обязан каждые пять лет повышать свою квалификацию в высшем или среднем

   образовательном учреждении

     -  увеличится количество фальсифицированных лекарственных

         препаратов, потребляемых населением

-    снизится качество лекарственных препаратов в результате бесконтрольного поступления в торговую сеть забракованных препаратов и в результате нарушения санитарного режима при их хранении в магазинах. За самое незначительное нарушение правил хранения лекарств аптеки штрафуются в размере до 40 тыс.рублей.

- нарушится система мониторинга безопасности лекарственных средств, созданная Минздравом РФ, позволяющая выявлять побочные действия препаратов и переводить безрецептуриые препараты в рецептурные или даже снимать,их с производства.

     - ухудшится экология в результате неквалифицированного уничтожения

       лекарств
2.Увеличатся затраты бюджета: 
                                    

-в связи с увеличением обращаемости населения по поводу осложнений в результате самолечения потребуются дополнительные средства для лечения больных в стационарах

- в связи с увеличением количества точек продажи медикаментов, потребуется значительное увеличение числа лиц контролирующих эту деятельность ( на сегодня право контроля предоставлено службе Росздравнадзора , численность которой уже сегодня не позволяет в полной мере охватить проверками все аптечные организации)

3. Снижение объема продаж в аптеках подорвет их экономику.

       Аптеки уже сейчас работают на грани рентабельности из-за ограничения наценки  на жизненно важные препараты.

       На 01.01.2014г. в Государственном реестре цен на жизненно необходимые важнейшие   лекарственные препараты было зарегистрировано 15827 позиций, что на 3150 позиций       больше , чем на 01.01.2013г.. На 01.07.2014г. количество позиций выросло до 17589, из них  3715(21%) имеют зарегистрированную цену ниже 50 рублей.

       А отток фарм. специалистов в магазины усугубит кадровый голод в фармации, что приведет к массовому закрытию аптек

Предложение о продаже безрецетурных лекарств через магазины мотивируется:

  • повышением доступности лекарственных средств
  • увеличением конкуренции на фармацевтическом рынке
  • снижением цен на лекарства

Мотивировка данного предложения повышением доступности лекарственных средств для населения абсолютно несостоятельна - сегодня в каждом большом магазине имеется отлицензированная аптека или аптечный пункт, где работают квалифицированные специалисты и нет никакой необходимости организовывать продажу безрецептурных препаратов самому магазину. А в случае закрытия аптечных учреждений ухудшится физическая доступность рецептурных лекарственных препаратов- .т. е. эффект будет обратный.

Увеличивать конкуренцию на фармацевтическом рынке также нет необходимости. Рынок услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами по данным Антимонопольной службы характеризуется как концентрированный и открытый. В местах наибольшего скопления населения (станции метро, остановки наземного транспорта, торговые комплексы и т.д.) в одном доме уже функционируют по 3-4 аптеки. По данным МЗ РФ в России в среднем одна аптечная организация приходится на 1450 жителей, что в 2-5 раз выше по доступности в сравнении с большинством зарубежных стран

( например, в США одна аптека приходится на 4,5 тысяч жителей , в Германии на 3,9 тысяч жителей.)

В то время как аптека для осуществления своей деятельности ОБЯЗАНА В ПОЛНОЙ МЕРЕ соответствовать целому ряду лицензионных требований, выполнение которых связано с существенными затратами, обычные торговые сети имеют полное право игнорировать подобные требования - то есть , назвать такую конкуренцию добросовестной никак нельзя.

Снижения цен также не произойдет , так как торговые организации на таких низких фиксированных наценках ( безрецептурные жизненно важные препараты), как в аптеках, не работают - у них ценообразование свободное .

Кроме того, цены в аптеках жестко контролируются -в 50% аптек Росздравнадзор проводит постоянный мониторинг цен.

В результате данная инициатива разрушит существующую систему реализации лекарственных средств, восстановление которой будет стоить государству огромных финансовых затрат и приведет к ухудшению здоровья населения.

Сегодня , когда активно продвигаются продажи через Интернет и с рук, на наш взгляд, надо наоборот ориентировать людей на покупку лекарств и товаров для здоровья только в аптеках.

Возможно в будущем , когда будет отработан механизм лекарственного

страхования , когда население привыкнет , что лечиться надо у врача , а за самолечение больной будет лишен страхового возмещения , тогда можно вернуться к этому вопросу.

 

Убедительно просим Вас, уважаемый Владимир Владимирович, как гаранта Конституции, защитить конституционное право граждан России на охрану их здоровья!

 

С уважением

Председатель

Фармацевтической ассоциации

Санкт-Петербурга и Северо-Запада                                             Т.В.Зайченко

 

Правление Ассоциации

E-mail: fa@farmass.spb.ru

Телефон: (812) 603-22-80, +7 (903) 094-16-12

Наш адрес:
СПб., Владимирский проспект д. 17, корпус 3, офис 309,
метро «Владимирская»

Фармакологическая ассоциация
Фармакологическая ассоциация