Сегодня довольно часто представители госструктур, общественных организаций и простые граждане критикуют качество фармацевтической помощи в РФ. О том, какие меры для решения этой проблемы необходимо предпринять, рассуждают эксперты фармрынка.

По мнению гендиректора аналитической отраслевой компании DSM Group Сергея Шуляка, открытие новых аптек сейчас в РФ стабилизировалось. При том, что в отдельных регионах РФ аптек много, в некоторых мало. «Но вводить ограничение невозможно, нет такого рыночного механизма, – уверен Шуляк. – Если ограничить как в СССР расстояние до аптеки, кто решит, какая именно займет место, скажем, на расстоянии в 500м…Проблема не в избытке аптек, а в качестве подготовки специалистов и требованиях к ним! В России нет детских лекарств, они невыгодны компаниям- производителям, потому сделать порошок и развесить его в нужной дозировке может производственная аптека. Нужны производственные аптеки, сами изготавливающие лекарства, нужны так называемые галеновые препараты. Кроме того, многие педиатрические лекарства готовятся индивидуально».

Такие аптеки в РФ абсолютно убыточны, а требования к ним по САНПИНам высоки, пояснил Сергей Шуляк, им нужны большие площади – не менее 100 кв. метров, место подготовки воды, много специалистов, производят же они лекарств на копейки. Потому, если государство заинтересовано, чтобы эти аптеки существовали, необходим механизм их поддержки.

«Я считаю, что все разговоры про аптеки-дискаунтеры от лукавого…все решает рынок, – уверен Шуляк, – у некоторых аптек цена на лекарства в рознице такова, какую другая берет за опт, если у нее маленькие закупки. Все зависит от объема закупки. Рынок все решает… Аренда сейчас такова, что разоряются и аптечные сети, не только одиночные аптеки».

Государство прижало аптеки?

«Вообще-то проблемы с рентабельностью аптек начались в результате роста налогов, а также регулирования уровня наценок на препараты и того простого факта, что ассортимент российских аптек жестко ограничен, – утверждает Николай Беспалов, – для повышения рентабельности нужно предпринимать действия именно в этом направлении».

Ограничительные меры, а тем более запрет аптек-дискаунтеров, на взгляд аналитика, вредны для развития отрасли. В отношении данных проблем действуют естественные ограничители. «Аптеку-дискаунтер нельзя открыть на проходном месте с большим трафиком посетителей – там арендные платежи высокие, в идеологию дискаунтера это просто не укладывается, – говорит Николай Беспалов. – Кстати, в этой связи хочется задать вопрос, зачем тогда рассматривается предложение о продаже лекарств в супермаркетах? Если аптек у нас и так чрезмерное количество».

Забытое лекарственное страхование

Есть среди аналитиков и те, кто считает, что исправить ситуацию может только полное принципиальное изменение системы лекарственного обеспечения.

«Качество фармпомощи связано с отсутствием в РФ возмещения стоимости лекарств, с отсутствием лекарственного страхования, – уверен директор НИИ развития общественного здравоохранения Юрий Крестинский. – Когда рецепт будет инструментом действия в аптеке, в ее экономике, когда нужные потребителю функции в аптеке поддержит государство, чтобы обеспечивать лекарственные программы, тогда качество фармпомощи будет иным, и будет у какой-то аптеки конкурентоспособность, даже если у нее меньше коммерческих лекарств (и форма собственности не важна… государственная, частная). Тогда и будет структурироваться ритейл так, как нужно государству».

Аптечные сети сформировались в РФ в 90е годы, да, на коммерческих условиях, но в аптечной сети централизованно следить за качеством обслуживания гораздо легче, чем в одиночной аптеке.

Что будет с аптеками? Юрий Крестинский полагает, что, возможно, и дальше будет происходить консолидация: кто-то разорится и уйдет с рынка, кто-то откроется… «Условия для ритейла не сахар, – считает он, – жесткие наценки, ограниченный ассортимент… Вот уже первые ласточки появились – лекарства в супермаркетах. Это не очень хорошо, но на состоянии аптечных сетей не скажется».

А как у них?

Аптечные сети с неограниченным числом аптек распространены в Великобритании и США, рассказал независимый эксперт отрасли Николай Беспалов. Что касается ценовой конкуренции, то во многих странах она также невозможна, так как государство регулирует ценообразование и вводит единый прейскурант. В Великобритании применяется не наценка, а тариф на лекарственные препараты, что не дает вымывать дешевый ассортимент лекарств из аптек, и первым предложением является наиболее дешевый препарат.

Конкуренцию регулируют управленцы, устанавливая ограничения развитию сетей, норматив расстояния между аптеками, часы работы и т.п. И в США, и в Великобритании ограничений на ассортимент товаров в аптеках и дополнительные функции (например, там есть даже проявка фотографий), которые может выполнять аптека, нет.

Например, как говорит Елена Неволина, сейчас в Боварии невозможно получить разрешение на открытие аптеки, если нет производственного подразделения, даже пусть небольшого, только для фасовки.

Прогнозы

Аналитики предполагают, что и в будущем году крупные игроки ритейла продолжат поглощать региональные аптечные сети. Будут появляться аптеки новых форматов, аптечные сети будут переманивать друг у друга квалифицированные кадры и пытаться снижать собственные расходы.

«Прогнозы развития ритейла давать сложно, – полагает Николай Беспалов. – Если каких-то кардинальных изменений в отрасли не произойдет, то доля аптечных сетей будет расти, сети будут консолидироваться и концентрировать рыночную долю. Но ожидать монополизации рынка не стоит, хотя бы в силу того, что из-за низкой рентабельности в отрасли.…,скорее всего, в большинстве регионов сформируются явные лидеры, с которыми вполне успешно будут конкурировать организации меньшего объема, в том числе за счет качественных характеристик и дополнительного сервиса».

«Если Минздрав хочет изменения качества фармобслуживания, он должен изменить статус аптек, четко определить, что такое аптечный магазин, киоск или аптека, - говорит заместитель исполнительного директора ассоциации аптечных учреждений "СоюзФарма" (объединяющих 596 единичных аптек и небольших сетей, И.В.) Мария Литвинова. – А также прояснить ситуацию с ограничением ассортимента. Ну, а отвечать за качество обслуживания потребителей должны общественные аптечные организации. Они могут спросить с руководства аптек, могут повлиять на процессы обучения и переобучения персонала. Это и «СоюзФарма», и «Аптечная гильдия». Мы ждем, что государство спросит о нашем видении проблемы. Мы готовы дать свои предложения».

Кроме того, в «СоюзФарма» считают, что рекомендации и требования государственных структур должны быть более последовательными. К примеру, штрафные санкции к нарушителям, в частности к дискаунтерам, на сегодняшний день не регламентированы. С другой стороны, часть требований излишни. В частности, введенные ФСКН ужесточения режима по отношению к аптекам, обеспечивающим больных наркотическими обезболивающими препаратами, которые, по мнению специалистов, вообще привели к коллапсу в этой сфере.

«Совсем недавно в Нижнем Новгороде на конференции после выступления представителя ФСКН мы спросили руководителей аптек, какие организации работают с такими препаратами? Во всем зале поднялись две руки!», – говорит Мария Литвинова.

Что касается возможности продавать лекарства в супермаркетах, то, по мнению Литвиновой, такое разрешение деятельности, которая требует лицензирования, просто будет дискредитацией всех решений и требований управленцев.

***

В общественных организациях осознают, что пришло время государству вмешаться в ситуацию, сложившуюся в аптечных сетях.

«Поскольку сам рынок, к сожалению, отреагировал на изменения механизмов регулирования, сопровождающиеся с 2010 года, неэтичными ценовыми войнами и порождением неприемлемого для аптек названия «дискаунтер», размещение аптечных организаций требует сегодня введения механизмов контроля со стороны государства, – говорит исполнительный директор РААС Нелли .Игнатьева. - Первопричинами послужили увеличение налогового бремени с 2011 года в 2,5 раза, а в последующем - неравные ставки тарифов страховых взносов, с повышенными ставками для государственных, муниципальных и крупных аптечных сетей, что вызвало развитие неконтролируемой розницы «крейзи-дискаунтер формата 2011». Это, в свою очередь, привело к демпингу цен на лекарства, полагает Нелли Игнатьева. Принадлежность к аптечной сети или автономность аптеки в данной ситуации не имеет значения.

«Для решения вопроса обеспечения рационального количества аптечных организаций, бесспорно, в перспективе одним из механизмов станет лекарственное страхование, - говорит Игнатьева, - но, по нашей оценке, механизмы контроля необходимы незамедлительно: в первую очередь, введение нормы расстояний между аптеками».

В РААС предполагают как реалистичный, так и оптимистичный прогнозы для развития аптечных сетей. «Реалистичный на 2014 г. состоит в том, что демпинг цен продолжится со стороны «дискаунтеров формата 2011», а оптимистичный – в том, что через 2-3 года количеств аптек должно стать рациональным.

Источник: РИА АМИ

E-mail: fa@farmass.spb.ru

Телефон: (812) 603-22-80, +7 (903) 094-16-12

Наш адрес:
СПб., Владимирский проспект д. 17, корпус 3, офис 309,
метро «Владимирская»

Фармакологическая ассоциация
Фармакологическая ассоциация