Онлайн-кассы меняют взаимоотношения фармпроизводителей и аптек.
Завершение второго этапа кассовой реформы в соответствии с 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники" и подключение всех кассовых аппаратов аптек к онлайн-передаче фискальной информации обеспечило техническую возможность построить прозрачную экосистему взаимоотношений между производителем, ритейлом и покупателем.
Прозрачности нет
Сегодня почти 99% аптек имеют онлайн-кассы. Благодаря этому в России возникает новая ниша IT-рынка - система агрегации данных, онлайн-мониторинга продаж и аналитики, управления маркетинговыми программами. Проблема - отсутствие реальной информации: мало кто у нас может похвастаться прозрачностью, тем более в фармотрасли.
Благодаря цифровизации рынка и онлайн-кассам розничные продажи теперь можно отслеживать в режиме реального времени, получая детализированные данные или обезличенную аналитику по всем городам и населенным пунктам.
Доступ к данным нового порядка позволяет принимать более точные решения в рамках краткосрочной и долгосрочной стратегии. Данные о продажах поступают напрямую с онлайн-касс, информация из чеков обрабатывается на платформе, пользователь может отследить динамику продаж по товарам, упаковкам, рублям и периодам. Цикл принятия решений осуществляется значительно быстрее: нет задержек в информировании, все данные достоверны.
Фискальный подход При доступе к детализированным данным о продажах мы получаем полную информацию о розничных операциях с продукцией с использованием онлайн касс, включая ее фискальную часть. Такие данные включают в себя название розничной точки, ИНН, адрес онлайн-кассы, регистрационные и заводские номера ККТ, номер фискального накопителя, дату и время совершения операции - продажи или возврата товара, номер кассового чека, наименование товара, количество, цену, форму и способ оплаты. С января 2019 г. к этим данным добавятся код товара EAN13 и двухмерный код маркировки DataMatrix. Эти данные передаются в ФНС РФ с любой онлайн-кассы торговой точки через технические каналы операторов фискальных данных (ОФД). Именно фискальная часть обеспечивает защиту достоверности данных по принципу блокчейн, когда подделка невозможна.
ОФД не имеет права передавать и тем более продавать какие-либо детализированные данные о продажах, это строго конфиденциальная информация. В России работает 19 ОФД, торговые точки и сети легко переходят от одного к другому. Задача единой IT-платформы-агрегатора - собирать данные со всех источников на одной платформе по одному протоколу, обрабатывать их в соответствии с используемыми товарными справочниками и предоставлять в едином формате с удобной аналитикой. Это позволяет точнее управлять медийными кампаниями и программами лояльности, идентифицировать покупателей через сканирование QR-кода кассового чека, осуществлять маркетинговые программы и моментальные выплаты кэшбэка физическим лицам.
Маркетинг мимо денег
Первое, что интересует производителей, - онлайн-отчетность по продажам через аптеки, чтобы оптимизировать маркетинговые договоры, оценивать наличие товара и вносить корректировки в графики поставок. Аптечные сети смогут выстраивать максимально ясные отношения с производителями по маркетинговым выплатам: там понимают, что нередко из 100 руб., выделенных производителем на маркетинг, к ним доходит 30 - 60 руб., и причина - отсутствие прозрачности для всех сторон.
Данные о продажах с онлайн-касс снимут вопросы некорректности отчетов аптечных сетей и завышения продаж с целью получения незаслуженных маркетинговых бюджетов, а также вопросы сливов продукции. Кроме того, раскрытие информации о продажах по данным онлайн-касс продемонстрирует готовность аптечной сети к взаимодействию с надежными поставщиками.
Изменения на рынке происходят быстро. Только в августе и сентябре, согласно официальной информации, мониторинг продаж с онлайн-касс запустили несколько производителей, включая компании Abbott, Takeda, "Валента", а также аптечные сети "Фармленд", "Неофарм", "Юнифарма". Многие федеральные сети переходят к конструктивному диалогу и планам по подключению к онлайн-отчетности, понимая, что это открывает больше перспектив для бизнеса, в частности таких, как оперативное получение маркетинговых бюджетов в полном объеме и закрепление высших позиций в рейтингах надежности для дистрибьюторов и поставщиков.
Мониторинг продаж рекламируемой продукции позволяет производителям и их агентствам повысить качество и результативность медиапланирования, а также снизить риски неоправданных затрат. Компании также получают инструмент для аудита своей рекламной деятельности и контроля инвестиций.
Клиент с подноготной
Производитель и аптека впервые смогут персонализировать своего покупателя на основании сканирования QR-кода кассового чека в мобильных приложениях, выстраивать прямые коммуникации и запускать новые программы лояльности. Прежде у фармпроизводителей не было возможности ни идентифицировать данные о покупках, ни запускать прямой маркетинг с потребителем продукции, а также выплачивать моментальный кэшбэк.
Представьте: покупатель в аптеке сканирует чек через мобильное приложение, IT-платформа тут же подгружает его детализацию и, в соответствии с акциями производителя, начисляет кэшбэк, который возможно вывести на любую банковскую карту с мгновенным зачислением. В скором времени производители смогут получать точный портрет покупателя, базовую демографию и географию активности в разрезе конкретных покупок по товарам, местам и периодичности.
Цифровая трансформация фармацевтического рынка развивается стремительными темпами. Многие бизнес-процессы и принципы работы, устоявшиеся годами у производителей и аптек, будут кардинально меняться уже в ближайшие годы. И, несомненно, те участники рынка, которые первыми применят новые возможности, извлекут большую выгоду в виде роста продаж и увеличения доли рынка.
Именно фискальная часть обеспечивает защиту достоверности данных по принципу блокчейн, когда подделка невозможна.
Данные о продажах с онлайн-касс снимут вопросы некорректности отчетов аптечных сетей и завышения продаж с целью получения незаслуженных маркетинговых бюджетов, а также вопросы сливов продукции.
Многие бизнес-процессы и принципы работы, устоявшиеся годами у производителей и аптек, будут кардинально меняться уже в ближайшие годы. И, несомненно, те участники рынка, которые первыми применят новые возможности, извлекут большую выгоду в виде роста продаж и увеличения доли рынка.