Не все участники фармрынка приветствуют консолидацию.

Консолидация в сегменте дистрибуции и аптечного рынка набирает обороты. Интересно, что раньше представители фармкомпаний просто констатировали этот факт и прогнозировали продолжение тенденции. Но сейчас все чаще появляются проекты, которые этот процесс притормаживают. Да и сами участники говорят, что наличие большего количества игроков на рынке поддержит конкуренцию, которая должна обеспечить оптимальные условия для ведения бизнеса.

Слабое звено

Практически под занавес Российского фармацевтического форума Адама Смита производители, дистрибьюторы и аптеки обсудили текущее состояние товаропроводящей фармацевтической цепочки. Сразу после старта сессии было обнаружено слабое звено.

По словам директора по развитию ФК "Пульс" Сергея Еськина, торговая наценка в розничной сети все меньше влияет на бизнес. Если несколько лет назад она была 20 - 25%, то теперь 13 - 17%. Генеральный директор "Риглы" Александр Филиппов согласен: возможности торговой наценки в аптеках почти исчерпаны, поэтому на первый план будут выходить программы лояльности, бонусы и т.д. Пока же аптечные сети попали в зависимость от маркетинговых бюджетов производителей.

Все эти процессы провоцируют консолидацию на аптечном рынке. Крупной сети проще получить скидку дистрибьютора, проще получить маркетинговые бюджеты производителей. Интересно, что сами дистрибьюторы исчезновение независимой розницы не приветствуют. Практически все крупные оптовики предлагают аптекам маркетинговые содружества, пропуская деньги производителей через себя, тем самым дают дополнительный заработок для независимых аптек. Однако Сергей Еськин опасается, что история с маркетинговыми бюджетами не стабильна. Сегодня они есть, а завтра производители могут найти другие каналы доступа к пациентам, тем более что технологии к этому располагают. Так что всем участникам товаропроводящей цепочки пора подумать об этом вызове.

Дистрибьюторов много не бывает

В свою очередь аптечные сети также не хотят, чтобы на рынке было только несколько крупных дистрибьюторов. "С одной стороны, качество сервиса у крупных дистрибьюторов более приемлемое, с другой - чем больше дистрибьюторов, тем лучше конкурентная среда", - считает управляющий партнер аптечной сети "АСНА" Александр Кондратьев.

Здесь на помощь к небольшим региональным дистрибьюторам могут прийти производители. Генеральный директор ООО " Сантэнс Логистик Груп " Николай Борисоглебский считает, что логистические операторы могут помочь производителям перенести часть запасов в регионы и тем самым быть ближе к аптекам и небольшим дистрибьюторам.

Коммерческий директор "Акрихина" Рустем Муратов уверен, что избежать консолидации на дистрибьюторском рынке вряд ли удастся. При этом он обращает внимание, что дистрибьюторская функция сохранится. "У нас очень много производителей и много аптек, собирать заказы для которых - большой объем работ", - говорит он.

Президент "СИА Интернейшнл" Сергей Пивень обращает внимание на то, что не всем небольшим дистрибьюторам удастся справиться с вводимой маркировкой лекарств. Их затраты могут значительно вырасти.

Я тебя посчитал

Еще одна проблема, которую обсудили в тот день участники конференции, - рейтинги дистрибьюторов и аптек. Представители и тех, и других согласились, что рейтинги им нужны, и пожелали, чтобы они были как можно более объективными. По мнению Александра Филиппова, рейтинги делают рынок прозрачнее.

Генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк это подтвердил. Рынок действительно будет прозрачнее, но проблема в том, что очень немногие компании готовы раскрывать информацию. "Часто мы не можем проверить достоверность данных. Мы либо делаем расчеты, либо просто доверяем предоставленным данным", - отмечает он.

Генеральный менеджер QuintilesIMS Николай Демидов вспомнил, что когда много лет назад он начинал делать рейтинги, то наивно думал, что участники рынка будут охотно предоставлять информацию. Но этого не произошло. "Сейчас мы ранжируем только те компании, которые предоставляют свои данные, и всех предупреждаем об этом", - сказал Николай Демидов.

Александр Филиппов призвал всех быть более открытыми и обратил внимание на еще одну деталь, которая бы сделала рейтинги лучше. Речь идет о понятии аптечной сети. "Нужно детально прописать все признаки, чтобы было единообразие", - предложил он. Модератор сессии старший вице-президент по России и странам СНГ Ipsen Pharma Марина Велданова отметила, что это хорошая идея, когда участники садятся и договариваются об общих правилах. Возможно, в одной из профессиональных ассоциаций в скором времени такой вопрос появится на повестке дня.

Источник: Фармацевтический вестник, Москва, 23 мая 2017

E-mail: fa@farmass.spb.ru

Телефон: (812) 603-22-80, +7 (903) 094-16-12

Наш адрес:
СПб., Владимирский проспект д. 17, корпус 3, офис 309,
метро «Владимирская»

Фармакологическая ассоциация
Фармакологическая ассоциация