Не зря говорят, что статистика - вещь лукавая и коварная. В России число аптечных организаций и точек в последние годы растет стремительными темпами, а согласно официальным цифрам, одна аптечная организация обслуживает 800 жителей. Мы стали мировым лидером по этому показателю, оставив далеко позади такие страны, как Германия, Великобритания, Франция и США. Жаль только, что в области реальной доступности лекарств, равно как и в сфере добросовестной конкуренции между аптеками, соперничать с ними не удается.

Сильный бьет слабого

Говорить о среднем количестве аптек в стране - все равно что высчитывать среднюю температуру по палате. Не секрет, что одна из особенностей российской экономики - неравномерное развитие территорий. В полной мере это относится и к розничному бизнесу - количество аптечных организаций увеличивается, в основном, за счет больших городов. Между тем в стране 2,5 тыс. муниципальных районов и городских округов, в ряде из них конкуренция ослаблена, а платежеспособный спрос населения настолько низок, что открытие аптечных точек представляется экономически нецелесообразным. Далеко не все субъекты РФ готовы предоставлять налоговые и финансовые преференции, тем самым стимулируя появление новых аптек.

Другая тревожная тенденция - сокращение числа независимых участников рынка, консолидация, при которой сильные покупают слабых. Вот и получается, что крупные игроки становятся еще крупнее, а мелкие исчезают вовсе. В случаях, когда подобное явление имеет место, это приводит к ослаблению конкуренции, констатировала зам. начальника Управления по защите конкуренции в социальной сфере и торговле ФАС Надежда Шаравская. Как следствие, во всех аптеках аптечной сети могут устанавливаться единые цены, а значит, у граждан нет возможности выбора аптечных услуг по цене, а у аптечной сети нет стимула снижать свои цены, повышать качество обслуживания и ассортиментную доступность, т.е. нет тех позитивных эффектов, которые дает конкуренция.

"Развитие аптечных сетей не всегда плохо. Важно в каждом конкретном случае анализировать, за счет чего происходит увеличение аптечных точек - за счет расширения географии присутствия сети или же за счет увеличения доли ее присутствия в конкретном муниципальном образовании, - подчеркнула представитель ФАС. - В первом случае такое развитие позитивно, т.к. повышает физическую доступность лекарств в тех населенных пунктах, в которые приходит аптечная сеть. При этом наибольший положительный эффект возникает в небольших территориальных образованиях, где проблема лекарственной доступности выражена наиболее остро. Во втором случае - негативно, т.к. устраняется конкуренция и у сети нет стимулов для снижения цен и повышения качества услуг".

Бессмысленный рекорд

Если в 1997 г. количество аптечных организаций составляло 17 207 со средним расчетным показателем 8,5 тыс. жителей на одну аптеку, то в 2013 г. эти цифры возросли, соответственно, до 97 511 и 1,5 тыс. Исходя из этой динамики, с высокой долей уверенности можно предположить, что сегодня аптечных организаций в России свыше 100 тыс.

Как это на первый взгляд ни парадоксально, в аптечном сообществе эти цифры вызывают тревогу, а не воодушевление. Еще в том же 1997 г. Минздравом были утверждены методические рекомендации о принципах размещения аптечных организаций и нормативах развития сети аптек, обслуживающих население. В сельских населенных пунктах норматив числа жителей на одну аптеку составил 6,2 тыс. человек, в городах и поселках городского типа - 10,2 тыс.

Нагрузка на одну аптеку меньше 2 тыс. человек "экономически совершенно не оправдана", считает президент "Фармимэкса" и председатель Национальной фармацевтической палаты Александр Апазов: "Такая конкуренция наносит вред и нарушает все основы фармацевтического рынка".

По словам исполнительного директора "СоюзФармы" Дмитрия Целоусова, сегодня четко обозначены две диаметрально противоположные позиции. Первая, которой фактически придерживается ФАС, - чем больше участников на рынке, тем лучше для конкуренции и потребителя. Сам же г-н Целоусов разделяет позицию единичных аптечных организаций: "Мы готовы работать честно и справедливо, открыто и добросовестно для покупателя. И мы это делаем, однако условия на рынке и сложившиеся реалии конкурентной среды не позволяют работать эффективно".

Нынешний низкий уровень "человекопотока" на одну аптеку не позволяет им открыто и добросовестно конкурировать и быть рентабельными, считает собеседник "ФВ". В то же время при потоке хотя бы в 2,5 или 3 тыс. человек единичные аптеки могли бы позволить себе выйти за рамки оказания только помощи по обеспечению населения ЛП и "задуматься о внутриаптечном производстве, о реализации наркотических психотропных препаратов, взять на себя дополнительные социальные функции". "В нынешних же условиях добросовестные аптечные организации думают лишь о том, как бы выжить, - с сожалением заключил Дмитрий Целоусов. - Многие из них пытаются до последнего сопротивляться обстоятельствам, но в итоге вынуждены продаваться "сильным". Мы не раз обращали на это внимание ФАС, но пока наши обращения остаются без рассмотрения".

Итак, налицо две тенденции: аптечных организаций все больше, независимых игроков все меньше. Как будет развиваться ситуация, во многом зависит от команды ФАС.

Источник: Фармацевтический вестник, Москва, 17 мая 2016

E-mail: fa@farmass.spb.ru

Телефон: (812) 603-22-80, +7 (903) 094-16-12

Наш адрес:
СПб., Владимирский проспект д. 17, корпус 3, офис 309,
метро «Владимирская»

Фармакологическая ассоциация
Фармакологическая ассоциация