Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) 20 октября отправила письмо заместителю председателя Правительства РФ Дмитрию Григоренко. В нем Ozon, Wildberries, Почта России, Перек.Online, Утконос, iНerb, Сбермаркет совместно с компаниями Яндекс и Mail.ru Group представили собственную разработанную конструкцию правового регулирования дистанционной торговли, включающую в процесс доставки лекарств маркетплейсы.

Онлайн-игроки, входящие в ассоциацию АКИТ, переработали существующие «правила выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом». В письме, отправленном в Правительство РФ, указано, что предложенная конструкция снимает все возможные риски и устанавливает дополнительные требования и ответственность при работе с данной категорией для новых участников процесса дистанционной торговли лекарствами. Копия письма есть в распоряжении «Фармвестника».

Аргументы интернет-игроков

Онлайн-ритейл считает чрезмерным сохранение принципов ограничения доступа к рынку дистанционной торговли лекарственными препаратами для интернет-сервисов. Сейчас разрешение могут получить только аптечные организации, имеющие не менее 10 точек на территории РФ и владеющие лицензией более одного года.

В своем письме АКИТ указывает, что большинство онлайн-заказов представляют собой только резервирование, при котором покупатель самостоятельно забирает лекарства из аптеки. И эта схема не соответствует государственной задаче по минимизации рисков, связанных с эпидемиологической ситуацией.

Кроме того, произошло усиление тенденции монополизации рынка крупными аптечными сетями, отмечает автор письма президент АКИТ Артем Соколов. Ссылаясь на исследование DSM Group, согласно которому на конец 2019 и начало 2020 года аптечная розничная сеть в России насчитывала 63 950 точек, при этом 63% приходилось на ТОП-20 сетей, что на 5% выше показателя 2018 года, ассоциация делает собственный прогноз.

«С учетом бурного роста онлайн-сегмента доля крупных сетей к концу 2020 года, по нашим прогнозам, превысит 70%. При этом аптечные организации, не относящиеся к крупным сетям (менее 10 мест осуществления фармацевтической деятельности), оказались не допущенными к онлайн-каналу», — сказано в письме. При этом онлайн-ритейл указывает на развитие неравенства в доступности лекарственных препаратов в разрезе регионов России и город – село.

«Проникновение крупных сетей в регионы неравномерно и сосредоточено в крупных городах, а в мелких населенных пунктах – отсутствует», — сказано в письме.

Еще один аргумент АКИТ – «к настоящему времени в канале дистанционной продажи лекарств не накоплена критическая масса для снижения цен на товар».

Что предлагает АКИТ

Компании, входящие в ассоциацию: Ozon, Wildberries, Почта России, Перек.Online, Утконос, iНerb, Сбермаркет совместно с компаниями Яндекс и Mail.ru Group, представили в письме собственную конструкцию правового регулирования, включающую в процесс доставки лекарств товарных агрегаторов.

В частности, АКИТ предлагает изменить в Правилах выдачи разрешения на дистанционную торговлю требование по наличию у аптечных организаций 10 точек. Ассоциация предлагает уменьшить их количество до одной.

Кроме того, ассоциация предлагает разрешить выдавать разрешения не только аптекам, имеющим собственный сайт, но и тем, у кого есть договора с владельцем агрегатора, которые предусматривают возможность предоставления информации о товарах аптеки на сайте или мобильном приложении агрегатора.

Поправки также внесены в требования к наличию у аптеки собственной курьерской службы, электронной системы платежей. Везде прописана возможность участия агрегатора.

АКИТ предлагает также дать аптекам право заключить договор с владельцем агрегатора, который предусматривает:

  • предоставление покупателю возможности ознакомиться с предложением аптечной организации о заключении договора купли-продажи лекарственных препаратов на сайте в сети Интернет или мобильном приложении, принадлежащих владельцу агрегатора;
  • заключение владельцем агрегатора от имени и за счет аптечной организации договора купли-продажи лекарственных препаратов с покупателем;
  • осуществление владельцем агрегатора деятельности службы доставки самостоятельно или с привлечением сервисов, организовывающих доставку, при доставке лекарственных препаратов в рамках заключенного с покупателем договора купли-продажи лекарственных препаратов;
  • прием владельцем агрегатора по поручению аптечной организации оплаты лекарственных препаратов.

Согласно предлагаемым поправкам владелец агрегатора получит право заключать договор с несколькими аптечными организациями. А также право на прием заказов, продажу и доставку лекарств до покупателя.

 

Источник : ФВ, 22.10.2020 г.

Замминистра здравоохранения Наталья Хорова заявила, что в министерстве знают о проблемах с маркировкой лекарственных средств, работают вместе с Минпромторгом над этим вопросом.

"Министерству здравоохранения, конечно же, об этих проблемах известно. Администратором в части ведения по маркировке является министерство промышленности. Мы с ними совместно в этом направлении работаем", - сказала она на заседании Госдумы, отвечая на вопрос депутата о том, насколько достоверна информация СМИ о проблемах с маркировкой лекарственных средств и сбоях в системе.

Источник: РИА Новости http://ria.ru/20201022/markirovka-1581008480.html

Закончено общественное обсуждение проекта так называемого закона-спутника, разработанного Минэкономразвития к ФЗ № 248 «О госконтроле». Ведомство планирует актуализировать порядка 90 отраслевых нормативных актов, включая законы, которыми регулируется деятельность аптек.

В России с 1 июля 2021 года вступит в силу Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Сейчас Минэкономразвития работает над актуализацией порядка 90 отраслевых нормативных актов, чтобы привести их в соответствие с положениями Закона «О госконтроле».

Для аптечных организаций наиболее важными являются ст.78, 83 и 111 проекта закона-спутника, которыми вносятся изменения в ФЗ № 61 «Об обращении лекарственных средств» и ФЗ № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Кроме того, поправки касаются вопросов организации и проведения в 2021 году плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Как рассказала «ФВ» юрист СРО «Ассоциация независимых аптек» Светлана Воскобойник, в своем проекте Минэконом­развития предлагает не проводить плановые проверки субъектов малого и среднего бизнеса с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года включительно (ст.111). Но аптекам расслабляться не стоит. Здесь есть ряд исключений.

Плановые проверки продолжат проводить в 2021 году:

в отношении видов контроля, по которым установлены категории риска, а в отношении объектов установлены классы опасности;
в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения;
по лицензируемым видам деятельности;
в отношении юрлиц и ИП, привлеченных к административной ответственности в течение последних трех лет.

Поэтому предложения Минэкономразвития об отмене плановых проверок на 2021 год на аптечные организации не распространятся.

Источник: ФВ, 21.10.2020 г.

21 октября Ассоциация «СоюзФарма» направила письмо Президенту России Владимиру Путину, в котором подробно описала проблемы аптечного рынка, возникающие при работе с системой МДЛП. Копия письма, подписанного исполнительным директором ААУ «СоюзФарма», членом правления президиума «Опоры России» Марией Литвиновой, имеется в распоряжении «Фармвестника».

В письме, отправленном на имя Президента России, «СоюзФарма» заявляет о проблемах с доступностью лекарственных средств, вызванных несовершенством системы МДЛП.

О каких проблемах МДЛП рассказали президенту

В частности, в обращении указано, что ассоциация получает информацию из разных регионов о нехватке в аптеках антибиотиков, противовирусных лекарственных средств и других препаратов (азитромицин, цефотаксим, цефтриаксон, левофлоксацин, дипиридамол, арбидол и др.).

«Это является не только следствием нового повышенного спроса населения в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации, а вызвано непроработанностью многих процессов в системе мониторинга движения лекарственных средств (МДЛП)», – утверждает автор письма Мария Литвинова.

В приложении к письму (копия имеется в распоряжении «ФВ») ассоциация подробно описывает проблемы организации работы в системе МДЛП.

Среди них:

— увеличение времени ожидания подтверждения сведений от МДЛП от нескольких часов до суток, недели;

— многочисленные претензии к работе техподдержки оператора МДЛП «Честный знак»;

— возросшая нагрузка на аптеки при применении схемы обратного акцептирования;

— отсутствие возможности по SGTIN проследить путь движения лекарственного препарата;

— ненадлежащее качество регистраторов выбытия в рамках реализации программ льготного лекарственного обеспечения.

Что предлагает «СоюзФарма»

По мнению руководителя ассоциации, перечисленные в приложении проблемы отрицательно сказываются на работоспособности всей системы и приводят зачастую не к реальному, а искусственному дефициту лекарственных средств.

«Аптечные организации, как последнее звено товаропроводящей цепи, стали заложниками несовершенства системы МДЛП», – сказано в письме.

В своем обращении «СоюзФарма» просит:

— обсудить 3-месячное функционирование системы МДЛП, опираясь не на количественные показатели промаркированных лекарственных средств и возросшую численность участников маркировки, а на анализ причин сбоя системы и оперативное принятие мер по их устранению;

— до восстановления полной работоспособности системы МДЛП не применять к аптечным организациям административные штрафы за нарушение порядка и сроков предоставления сведений, а также предоставление неполных и (или) недостоверных сведений в систему мониторинга;

— прописать в нормативных документах ответственность ЦРПТ за работу системы МДЛП;

— принять решение о сохранении для аптек режима ЕНВД до конца 2020 года, чтобы они могли принимать маркированные лекарственные препараты.

Комментарий ЦРПТ

«Фармвестник» отправил запрос на комментарий оператору системы маркировки. В пресс-службе ЦРПТ сообщили, что ответственность оператора закреплена соглашением о государственно-частном партнерстве, заключенном в 2019 году. Основные условия заключения данного соглашения содержатся в распоряжении правительства Российской Федерации от 8 мая 2019 г. N 899-р.

«Оператор всегда действует в соответствии с законодательством и готов к исполнению любых требований, которые будут прописаны в нормативно-правовых актах. Ответственность участника гражданско-правовых отношений регулируется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, при этом ответственность перед производителями лекарственных препаратов дополнительно предусмотрена в договорах, заключаемых оператором и указанными производителями», — сообщили в пресс-службе ЦРПТ.

Кроме того, оператор сам предложил участникам рынка обсудить и разработать Соглашение об уровне обслуживания (SLA). Вне зависимости от этого усилен ситуационный центр, ЦОД переводится на сеть нового поколения, численность сотрудников техподдержки увеличена в полтора раза.

«В МДЛП происходят изменения, направленные на ускорение работы, повышение стабильности системы и упрощение работы участников оборота. Сейчас более 97% поступающих в систему документов обрабатываются менее чем за 10 минут», — сказали в компании.

Большинство обращений в службу поддержки на сегодняшний день связаны с необходимостью консультаций о правилах работы с маркированными препаратами.

Источник: ФВ, 21.10.2020

На закрытой встрече рабочей группы по маркировке лекарственных препаратов при Росздравнадзоре 15 октября в онлайн-формате, за которой удалось понаблюдать корреспонденту «Открытых медиа», представитель Центра развития передовых технологий Егор Жаворонков сообщил, что 30 сентября в системе мониторинга движения лекарственных препаратов произошел масштабный технический сбой. Из-за этого были потеряны данные об уже загруженных в систему маркировки препаратах, и реализация, и поставка маркированных лекарств в стране стала почти невозможной. Поскольку QR-коды не считывались, в системе невозможно было отразить передачу препаратов, производители и дистрибьюторы не могли поставить товар на продажу, а аптеки не могли его принять. Жаворонков отметил, что проблема не решена до сих пор. Только 38% утерянной информации о промаркированных препаратах удалось восстановить. Из презентации, которую представила компания, следует, что в конце сентября резко упала скорость обработки запросов в системе мониторинга. Эту информацию подтвердил один из участников совещания в разговоре с «Открытыми медиа»: «Масштаб аварийной ситуации нам не называют, но сбой коснулся каждого дистрибьютора, каждой аптеки». Исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических предприятий Лилия Титова подтвердила «Открытым медиа», что члены союза столкнулись с «проблемами в работе системы считывания ЦРПТ». Генеральный директор аналитической компании DSM Group Сергей Шуляк в разговоре с «Открытыми медиа» отметил, что технические проблемы в системе маркировки носят периодический характер: «ЦРПТ, естественно, не признает свои ошибки открыто, но жалобы бизнеса не беспочвенны». В Минпромторге утверждают, что проблемы со считыванием носят частный характер. «По данным единого оператора, сегодня не существует серьёзных проблем со внедрением, что показывает динамика обращения маркированной продукции на рынке», — указано в ответе пресс-службы ведомства. Ранее о проблемах, связанных с маркировкой товара, писала Baza. Как отмечало издание, аптеки не могут реализовать препараты из-за сбоев. По информации «Фармацевтического вестника», один из крупнейших дистрибьюторов страны ФК «Пульс» просил правительство исключить дистрибьюторов из системы обязательной маркировки лекарств. Как указано в обращении, из-за постоянных сбоев в работе системы «обеспечение населения лекарственными препаратами может остановиться». «К сожалению, мы движемся к пику проблем, который может случиться в ноябре-декабре этого года», — говорил про проблемы с маркировкой генеральный директор управляющей компании «Лекарственная экосистема» Герман Иноземцев.
cообщают «Открытые медиа»

 UPD. После публикации текста в ЦРПТ сообщили, что проблемы были вызваны «техническим фактором — сбоем дисковой системы, обслуживающей продуктивный контур». «Последствия произошедшего инцидента устранены, в работе остаются единичные случаи, связанные с нарушением целостности данных», — говорится в комментарии пресс-службы.
cообщают «Открытые медиа»

E-mail: fa@farmass.spb.ru

Телефон: (812) 603-22-75, (812) 603-22-80, +7 (903) 094-16-12

Наш адрес:
СПб., Владимирский проспект д. 17, корпус 3, офис 309,
метро «Владимирская»

Фармакологическая ассоциация
Фармакологическая ассоциация