Предстоящий год для аптек будет крайне сложным из-за вступления в силу множества регуляторных инициатив: маркировка, онлайн-продажи, ограничение доли аптечных сетей… Как отреагирует на это аптечный рынок?

Турбулентный рост

По оценкам компании AlphaRM, в будущем году не стоит ожидать падения рынка – скорее всего, нас ждет стагнация.

Сегодня на российском фармрынке работает более 66 900 аптек, при этом продолжают открываться новые. Но если раньше этот рост был значительным, то в последнее время наметилась стагнация: по итогам 10 месяцев 2019 года прирост числа аптечных точек составил всего 2%. И если год назад шло органическое развитие федеральной сети за счет тех аптечных сетей, которые получили хорошие инвестиции в регионах, то в 2019 году набрали ход процессы оптимизации: закрытие нерентабельных аптек и открытие на их месте аптек другой сети с совершенно иными показателями по выручке.

Но хотя общее количество аптек практически не растет, рынок остается достаточно динамичным. Аптеки активно открываются и закрываются, при этом меняются бренды и юридические лица. В среднем за месяц в России открывается 743 новые аптечные точки, а закрывается чуть больше 600. В 2019 году почти 10 тыс. аптек поменяли что-либо в своих данных – привязку к сети, привязку к ИНН…

При этом во всех сегментах рынка продолжается консолидация крупных игроков, независимо от того, федералы они, которые работают по всей России, регионалы или локальные сети. На сегодняшний день доля федеральных и региональных сетей возрастает и составляет 41% в количестве учреждений и чуть больше – в рублях. 44% составляют локальные и малолокальные сети (3+ аптеки). Одиночные аптеки, которые не входят ни в какие аптечные сети, занимают 15% рынка.

Наибольшее количество федеральных и региональных аптек находится в Приволжье (51%), локальных – в Сибири и на Дальнем Востоке(54%), а одиночных – на Северном Кавказе (44%).

Ограничение доли аптечных сетей

В общероссийском рейтинге Топ-20 аптечных сетей аккумулируют сейчас 45% рынка, что на 3% больше, чем в прошлом году. И как бы тяжело не чувствовал себя отечественный фармрынок, почти все сети, присутствующие в Топ-20, демонстрируют рост, значительно превышающей по динамике рост рынка в целом. При этом 20% аптечных сетей и ассоциаций покрывают 67% рынка.

В настоящее время идет контрактование фармпроизводителей с аптечными сетями на следующий год. Исходя из подготовки к этому контрактованию, Топ-300 аптечных сетей и ассоциаций составляют 91% рынка.

Что же произойдет, если консолидация аптечных сетей подвергнется нормативному регулированию? В первом варианте технического задания законопроекта предлагалось ограничить долю одной аптечной сети в регионе до 10%, при этом под нормативное регулирование подпали бы порядка 120 аптечных сетей. Потом эта цифра изменилась, и к сентябрю на обсуждение законодателей вынесена доля в 35%. Если будет принят законопроект, ограничивающий долю рынка в регионе до 35%, под это регулирование попадут 11 регионов и 11 аптечных сетей, которым придется что-то менять и как-то реструктурироваться. В большей степени это – сети удаленных регионов, которые осуществляют, в том числе, и отпуск льготных лекарственных средств.

Розница прирастает пакетами

По оценкам AlphaRM, за первые 10 месяцев 2019 года объем розничных продаж аптечного ассортимента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился в рублях на 9% и составил 1074 млдр руб. Основным днем потребления фармпрепаратов является среда.

Однако рецептурные (RX) и безрецептурные (OTC) лекарственные средства (ЛС) демонстрируют противоположные динамики. Если RX является драйвером роста сегмента (+14%), то ОТС демонстрирует отрицательную динамику (-8%). При этом растет популярность отечественной фармы: продажи иностранных препаратов выросли на 3%, а российских – на 7%.

Многие из ярковыраженных трендов можно связать с подготовкой к процессу маркировки. Так, из безрецептурных групп активно уходят витамины, пробиотики, пребиотики, успокаивающие средства, которые в преддверии маркировки переходят в БАДы. Таким образом, эти группы имеют значительный прирост в сегменте БАД и падение в сегменте ОТС.

При этом роста в рублях нет, есть рост в упаковках. Дополнительный ассортимент в упаковках вырос на 19%. По мнению аналитиков, это связано с тем, что в аптеках стали пробиваться пакеты. Если раньше дистрибьютеры в рамках спонсорства отгружали эти пакеты, то теперь – не отгружают. То есть розничные продажи растут за счет пакетов. При этом средний чек остается неизменным, прирост по среднему чеку – ноль.

Средний чек онлайн-заказа

Еще один актуальный тренд – онлайн-продажи лекарственных средств. Доля этого сегмента еще очень мала, поэтому приросты в 72-100% в данном случае абсолютно нормальны. Сейчас от общего количества чеков, которое пробивается в аптеках, менее 1% заказов сделаны онлайн, но это 3,5% рынка. Это говорит о том, что средний чек онлайн-заказа почти в 4 раза выше, чем средний чек в оффлайн-аптеке. Люди заказывают онлайн редкие препараты, которые есть не в каждой аптеке, чтобы можно было приехать и гарантировано получить нужный препарат.

Однако сегодня аптечные сети страдают от дефицита кадров даже в оффлайн-продажах. В случае легализации онлайн-торговли фармпрепаратами провизоров для доставки лекарств покупателям просто не хватит, предупреждают специалисты.

Основной источник рентабельности

Еще 2-3 года назад никто не рассматривал бэк-маржу как основной источник рентабельности аптечной сети, а сейчас приходится это делать. С начала 2019 года рынок столкнулся с нетипичной ситуацией – значительным снижением наценки (совокупной маржи) – дельты между ценой закупки и ценой отпуска (бэк-маржой и фронт-маржой). И это имеет свое объяснение. Конкуренция на рынке очень большая, на электронных площадках можно сравнить стоимость упаковки в разных аптеках и выбрать оптимальную. Поэтому аптеки не могут повышать конечную стоимость упаковки, и она не меняется. Зато меняется стоимость закупки. Аптеки стали закупать лекарства по более дорогой цене, поэтому наценка и снизилась.

«Наценка упала с 25 до 13%, а цены от дистрибьютеров (бэк-маржа) выросли, – утверждает генеральный директор AlphaRM Анна Ермолаева. – Это стимулирует производителей к выполнению маркетинговых контрактов, чтобы основная прибыль складывалась именно из бэк-маржи. И многие аптечные организации сегодня возлагают гораздо больше надежд на бэк-маржу, чем на фронт-маржу».

«Переливы» и поэтапная маркировка

Уже не первый год эксперты фармрынка обсуждают тему «переливов». Если сравнивать данные (графики) закупок аптек (sell in) c данными отпуска из аптеки (sell out), то данные закупок всегда превышали данные отпуска. Это было связано именно с «переливами» - тем объемом препаратов, которые дважды заходили в точки продаж, утверждают эксперты. В борьбе с этим явлением должна помочь маркировка.

С 1 октября началась обязательная маркировка лекарственных средств для высокозатратных нозологий. Однако на конец сентября только 20% центров выбытия фармпрепаратов по ВЗН были оборудованы регистраторами. Очевидно, что до 1 января 2020 года все производители и аптеки не успеют подготовиться к работе в системе маркировки, поэтому срок введения обязательной маркировки был перенесен на 1 июля 2020 года.

Sell out опережает sell in

Среди последних трендов – более оптимальное управление аптечным ассортиментом. Много лет количество закупаемых SKU (артикулов) примерно равнялось количеству продаваемых SKU, что логично на определенном периоде. Сколько позиций закупили – столько и продали.

По итогам 2018 года динамика закупок превышала динамику продаж. Что же ожидается в 2019-м? Экономическая ситуация в целом в стране, и конкретно в аптеках, а также тот оверсток (излишний запас), который возник при выполнении маркетинговых контрактов 2018 года и первого полугодия 2019 года, привели к тому, что в последние месяцы 2019 года впервые отпуск из аптек (sell out) становится больше закупок (sell in).

«На следующий год аптеки должны лучше спланировать свои ресурсы, – считает Анна Ермолаева. – Это связано с подготовкой к системе маркировки. Склады ограничены, и аптекам нужно понимать, сколько они могут закупить немаркированного товара для реализации в следующем году, чтобы проработать на заданной рентабельности, пока маркированный товар нормально пойдет в обращение».

 

 

Источник: lekoboz.ru

 


 

Госдума в ходе заседания приняла в третьем, окончательном чтении правительственный закон о взаимозаменяемости лекарств.

Теперь закон разрешает ввоз в Россию конкретной партии незарегистрированных лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, в порядке, установленном правительством РФ, для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента или группы пациентов в случае, если имеется решение врачебной комиссии медицинской организации о неэффективности или невозможности применения у конкретного пациента других зарегистрированных лекарств.

Также вводятся понятия «оригинального лекарственного препарата» и «фармацевтически эквивалентных лекарственных препаратов» и уточняются определения референтного, воспроизведенного и взаимозаменяемого лекарства.

Закон наделяет правительство РФ правом устанавливать правила и особенности определения взаимозаменяемости биологических лекарственных препаратов, а также полномочиями по установлению порядка определения взаимозаменяемости.

Отмечается, что перечень взаимозаменяемых лекарственных препаратов будет формироваться, регулярно обновляться и размещаться в интернете.

Кроме того, согласно документу у производителя будет 40 рабочих дней для подачи заявления о внесении изменений в инструкцию по применению лекарственного препарата, после того как Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения опубликует информацию о нем. В случае непредоставления новых данных будет рассматриваться вопрос о приостановке применения препарата.

 

 

Источник: АГН «Москва»

 


 

На прошлой неделе депутаты Госдумы приняли в третьем чтении закон о поэтапном внедрении маркировки лекарств, которая становится обязательной для всех участников фармацевтического рынка, с 1 января по 1 июля 2020 года. После этого срока немаркированные препараты не могут быть выпущены в оборот. И это несмотря на то, что, по официальным данным, 80% компаний готовы, а остальные успевали в изначальный срок - к 1 января, опрос Deloitte показал, что 31% компаний не в полной мере успевают провести все необходимые процедуры.

Высокие расходы

Исследование показало, что основными сложностями при внедрении маркировки является нехватка финансовых ресурсов, - так ответили 43% респондентов. О высоких расходах говорили, как правило, производители лекарств низшего ценового сегмента. Так, председатель совета директоров ГК "Биотэк" Григорий Левицкий оценивал затраты в оснащение производственных линий компании в 150 млн руб. По его мнению, маркировка может быть актуальна для дорогостоящих препаратов. Средняя цена упаковки лекарства ГК "Биотэк" - 20 руб. Но в Росздравнадзоре отмечали, что не наносить маркировку на дешевые лекарства нельзя, так как они занимают значительную долю рынка.

Более того, оператор системы маркировки Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) предложил государству маркировать за свой счет лекарства до 20 руб., не взимая плату с производителей. Правительство поддержало эту инициативу. По данным DSM Group, доля лекарств стоимостью до 50 руб. в натуральном выражении по итогам десяти месяцев 2019 года составила 38,3% от общего объема продаж аптечной розницы.

Впрочем, с Григорием Левицким были согласны не все игроки рынка. Гендиректор Biocad Дмитрий Морозов оценивал стоимость необходимого для маркировки оборудования не более чем в €150 тыс. "Фармацевтические компании могут себе это позволить. Если есть те фармацевтические компании, которые не могут себе позволить такие затраты, странно становится, что они вообще есть", - заявлял господин Морозов.

Кроме того, участники рынка опасались, что внедрение маркировки приведет к повышению цен на лекарства на 15%. Такую оценку также в 2017 году давала Российская ассоциация аптечных сетей. В ассоциации отмечали, что препараты стоимостью до 50 руб. не уложатся в предельную допустимую цену и, соответственно, исчезнут с рынка. В Росздравнадзоре эту теорию опровергали, утверждая, что расходы участников рынка возрастут максимум до 50 коп., столько по решению правительства составляет стоимость кода, наносимого на упаковку.

ФАС также пришла к выводу, что маркировка не приведет к росту цен на лекарства из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП).

Стоимость маркировки укладывается в размер ежегодного повышения цен на ЖНВЛП на уровень инфляции. Так, по данным ФАС, рост цен на препараты в ценовом сегменте от 20 до 50 руб. в 2016 году до появления маркировки составил 1,85 руб., в 2017-м - 1,24 руб., а в 2018-м - 1,25 руб.

Технические сложности

Еще по 39% опрошенных в вопросе о сложностях при внедрении системы прослеживаемости указали на неопределенность требований со стороны регулятора и необходимость значительного изменения IT-процессов.

Маркировка лекарственных препаратов - новая область, где регулирование дополнялось новыми техническими требованиями, в частности, к отчетности и спецификации, говорит управляющий директор французской фармкомпании Servier по России и странам Евразийского экономического союза Жером Гаве. Господин Гаве напоминает, что, например, в конце ноября 2019 года вступили в силу новые правила ввода лекарств в оборот. Для этого, по его словам, потребовалась доработка информационных систем взаимодействия с системой мониторинга движения препаратов. Это потребовало дополнительного времени.

Одной из основных технических трудностей при внедрении маркировки для производителей была длина криптокода, наносимого на упаковку. Изначально его размер был установлен на уровне 88 символов, что технически было трудно выполнимо. Об этом представители фармкомпаний говорили на протяжении всего 2019 года. Впоследствии регулятор поддержал решение, выработанное отраслью с оператором проекта, и размер криптокода сократился вдвое - до 44 символов, но некоторые участники рынка все равно остаются недовольны. Так, в Ассоциации российских фармпроизводителей придерживаются мнения, что длина кода должна быть не более 20 символов, в противном случае брака и, как следствие, снижения производительности не избежать. Хотя это было опровергнуто многочисленными реальными испытаниями на производствах в России и на иностранных площадках, которые не показали роста уровня брака.

Дополнительное время

Компании, которые, несмотря на трехлетний переходный период, не успели к 1 января 2020 года, не отчаиваются и готовятся увеличить товарные запасы с целью обеспечения продаж. Так Deloitte ответили 30% респондентов. Процедура внедрения маркировки предусматривает, что с момента, когда система станет обязательной, выпуск немаркированной продукции будет запрещен, но при этом останется возможность реализации лекарств, выпущенных в оборот до 2020 года.

В то же время, по оценке оператора системы ЦРПТ, в настоящий момент полностью готовы или находятся на финишной прямой 80% производителей лекарств. По словам гендиректора ЦРПТ Дмитрия Алхазова, к установленному в настоящий момент сроку - 1 января - внедрить систему прослеживаемости должны были все фармкомпании.

Тем не менее осенью нынешнего года встал вопрос о дополнительном переходном периоде перед тем, как маркировка станет обязательной для всех участников рынка. Изначально система прослеживаемости должна была стать обязательной с 2018 года, впоследствии срок пилотного проекта был продлен на год, до января 2019 года. Но к этому моменту участники рынка также не успевали. И хоть глава Росздравнадзора Михаил Мурашко и утверждал в конце 2017 года, что маркировка лекарств с 2019 года - это "факт, который бессмысленно обсуждать", срок был сдвинут еще на год.

Вопрос о переносе был поднят депутатами Госдумы. Как говорил в октябре текущего года первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия" Андрей Исаев со ссылкой на отраслевые ассоциации, в полном объеме оборудованы 45% упаковочных линий, 44% находятся в стадии дооснащения, 11% ожидают поступления оборудования по договорам. Объективной информации о готовности аптек, по его словам, нет вообще. В итоге он предложил продлить переходный период до 1 июля 2020 года.

Действительно, на прошлой неделе депутаты Госдумы приняли в третьем чтении закон о поэтапном внедрении маркировки лекарств, которая становится обязательной для всех участников фармацевтического рынка, с 1 января по 1 июля 2020 года. В ЦРПТ к введению этапности относятся сдержанно. Процесс подготовки идет уже три года, напоминает Дмитрий Алхазов. Он пояснил, что оператор руководствуется сроками, определенными государством в настоящий момент.

Взгляд в будущее

Несмотря на ряд трудностей, возникающих в процессе внедрения маркировки, участники рынка относятся к ней положительно. Среди опрошенных Deloitte производителей, 58% считает, что система окажет благоприятное влияние на отрасль.

Внедрение системы маркировки будет, несомненно, способствовать повышению прозрачности всей товаропроводящей цепи от производителя до конечного потребителя, а также развитию справедливой конкуренции на фармацевтическом рынке, говорит Жером Гаве. Он также надеется, что маркировка даст возможность участникам рынка получить доступ к информации о движении лекарств по всей товаропроводящей цепи для более эффективного планирования и управления поставками. Но механизм получения такой информации еще предстоит доработать, отмечает господин Гаве.

Новые требования по приемке маркированных лекарств позволят предотвратить попадание к пациентам термолабильных препаратов, находящихся в незаконном обороте и поставленных без гарантии соблюдения "холодовой цепи", отмечает директор по экономике здравоохранения "Р-фарм" Александр Быков. По его словам, роста цен на лекарства из-за введения маркировки не произойдет. "Инвестиции в маркировку несопоставимо ниже, чем финансовые потери из-за подделок и вторичного ввода в оборот недобросовестными третьими лицами", - утверждает господин Быков. При этом более половины опрошенных компаний считают, что маркировка окажет благоприятное влияние на отрасль, будет способствовать повышению прозрачности и развитию справедливой конкуренции. Теперь с июля 2020 года маркировка лекарств должна стать обязательной для всех участников рынка - производителей препаратов, дистрибуторов и аптечной розницы.

 

 

 

 


 

Председатель верхней палаты парламента Валентина Матвиенко предложила разместить в аптеках, поликлиниках памятки о бесплатной медицинской помощи, подготовленные Министерством здравоохранения РФ. Такое предложение сенатор озвучила в ходе заседания Совета законодателей РФ при Федеральном Собрании РФ.

«Прежде всего, граждане должны знать свои права. Я хочу поприветствовать решение Минздрава и Фонда обязательного медицинского страхования, которые выпустили памятки о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи. Хотелось бы, чтобы не только в столах у чиновников были эти памятки, а и через интернет, другие форматы - во всех поликлиниках, аптеках, они висели, чтобы граждане знали свои права и могли их отстаивать», - сказала В.Матвиенко.

Ранее министерство здравоохранения РФ утвердило памятку для граждан о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи. В этой памятке Минздрав РФ разъясняет, какие виды медицинской помощи оказывают бесплатно, каковы предельные сроки ожидания медицинской помощи, какие услуги не подлежат оплате за счет личных средств граждан, куда обращаться по возникающим вопросам при нарушении права на бесплатную медицинскую помощь.

 

 

Источник: АГН Москва

 


 

Главное ожидание года: 12 декабря в третьем чтении утвержден перенос старта обязательной маркировки лекарственных средств на 1 июля 2020 года. Обратный отсчет времени запущен, у отрасли появилась дополнительная возможность зарегистрироваться, протестировать систему и отладить бизнес-процессы. Но, к сожалению, в принятых поправках не учтены все договоренности, которые обсуждали эксперты фармацевтического рынка на прошедших в октябре Парламентских слушаниях.

Так, в рекомендациях кабинету министров говорилось о необходимости разработки и внесения изменений, направленных на закрепление права участников ФГИС МДЛП на получение бесплатной информации в режиме онлайн о наличие остатков и движение отгружаемых лекарств, с целью точного формирования и регулирования планов производства и продаж. Депутаты обещали, что ко второму чтению в законопроект данный пункт будет внесен, но этого не произошло, хотя данное предложение поддержали и законодатели, и бизнес, и ЦРПТ.

«Оценив риски дефектуры и перебоев в лекарственном обеспечении, законодатели прислушались к зову отрасли и перенесли запуск программы на полгода. Окажется ли этот срок достаточным, покажет время, обратный отсчет пошёл. Надеюсь, что это не станет поводом для расслабления. Все участники процесса должны выполнить все свои обещания, чтобы маркировка не стала обузой для отрасли» - прокомментировал сложившуюся ситуацию генеральный директор Ассоциации Российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев.

Напомним, что отрасль настаивала снизить плату за предоставление кода маркировки, увеличить значение предельной отпускной цены производителя, ниже которой плата за предоставление кодов маркировки не взимается. Сейчас на препараты до 20 рублей плата за код не взимается, бизнес настаивал расширить эту категорию до 100 рублей. Кроме того, производители предлагали утвердить пост оплату за предоставление кодов маркировки и сократить длину кода до 20 и менее знаков. Помимо технической стороны были вопросы и по юридической. В частности, как отразится введение маркировки на едином рынке Евразийского союза? Но, это осталось за кадром. Надеемся что новый год даст ответы на все вопросы.

 

 

Источник: АРФП

E-mail: fa@farmass.spb.ru

Телефон: (812) 272-46-54, (812) 272-68-19, моб.тел.: 8-9030941612

Наш адрес:
СПб., Манежный пер., д. 15-17,
метро «Чернышевская»

Фармакологическая ассоциация
Фармакологическая ассоциация