В январе традиционно подводятся результаты работы за истекший календарный год. Для посетителей нашего сайта по понятным причинам особый интерес представляют итоги (пусть пока и предварительные) контрольно-надзорной деятельности в сфере здравоохранения. Обратимся в этой связи к соответствующим цифрам и фактам.

Напомним, функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения возложены на Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор, см. Положение, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 323 (в ред. от 19 июня 2012 г.)). Полномочия по надзору за исполнением действующего законодательства федеральными органами исполнительной власти, иными органами власти (управления), их должностными лицами, включая законодательство об охране здоровья граждан, возложены на Прокуратуру Российской Федерации (см. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I (в ред. от 28 ноября 2009 г.)).

Согласно уже опубликованным данным, центральным аппаратом и территориальными органами Росздравнадзора за 11 месяцев минувшего года было проведено свыше 5,5 тысяч проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями порядков оказания медицинской помощи, или в 1,7 раза больше, чем годом ранее. Две из каждых трех проверок носили внеплановый характер.

В ходе проверок было выявлено около 3 тысяч нарушений. Много нарушений по-прежнему допускается и при организации лекарственного обеспечения граждан.

К примеру, в ходе проверки, организованной Росздравнадзором в декабре в отношении Министерства здравоохранения Хабаровского края, были установлены факты т.н. незаконного амнистирования функционирующих в субъекте Российской Федерации медицинских и фармацевтических организаций (ранее замеченных в нарушениях обязательных требований, но не устранивших их в порядке, предусмотренном соответствующими предписаниями). Переоформление лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности в ряде случаев производилось с нарушением установленных сроков либо без проведения обязательных (в предусмотренных законодательством случаях) проверок соответствия соискателей лицензий лицензионным требованиям. Проверяющими также отмечены факты формализма в работе врачебных комиссий, недостатки в организации обращения с медицинской документацией. По итогам проверки краевому Минздраву выдано предписание об устранении нарушений.

«Больным местом» - причем не только для субъектов Дальневосточного федерального округа (см. также ниже) - остается ненадлежащее лекарственное обеспечение социально незащищенных (льготных) категорий граждан. Под занавес уходящего года состоянию дел в этой области было посвящено специальное заседание в Генеральной Прокуратуре Российской Федерации. Известно, что прокурорами абсолютного большинства субъектов РФ ежегодно выявляются многочисленные факты необоснованного отказа медицинскими организациями в выписке льготникам необходимых лекарственных препаратов, а фармацевтическими организациями – в их отпуске (и эта ситуация, несмотря на принимаемые меры, находится в «зависшем» состоянии уже не первый год). При этом большинство «дефицитных» препаратов – весьма дорогостоящие. В отсутствие рецептов льготники вынуждены – ввиду угрозы здоровью – приобретать полагающиеся им бесплатно лекарства за плату. Однако для последующего возврата затраченных денег гражданам во многих случаях приходится обращаться в органы прокуратуры и лишь после их вмешательства в судебном порядке возмещать понесенные расходы.

Тем не менее, в целом по РФ в декабре на отсроченном обеспечении находилось свыше 7 000 рецептов, что в целом сопоставимо с показателями прошлого года. Наиболее значительное их число зафиксировано в Чеченской Республике, Пермском крае, Московской, Кировской, Ленинградской областях.

Внушительное количество контрольно-надзорных мероприятий было проведено уполномоченными органами и в целях проверки соблюдения медицинскими и фармацевтическими организациями иных обязательных требований в сфере здравоохранения. Так, по результатам проверок, проведенных в течение IV квартала 2013 года, Росздравнадзором были выявлены многочисленные нарушения лицензионных требований к осуществлению фармацевтической деятельности целом рядом организаций, функционирующих в Центральном федеральном округе.

Наиболее характерные нарушения (к слову, зафиксированные ранее при проведении проверок соответствующих организаций и некоторых других федеральных округов) проявились в отсутствии у проверяемых надлежащих помещений и оборудования для осуществления своей деятельности, неудовлетворительное санитарное состояние значительной части имеющихся помещений, несоблюдении режима хранения лекарственных препаратов, несовершенстве организационной структуры и системы контроля за соблюдением правил торговли лекарственными препаратами, нарушении порядка учета лекарственных препаратов. В связи с изложенным проверяющими составлены многочисленные протоколы об административных правонарушениях, выданы предписания об устранении нарушений, а также направлены исковые заявления о привлечении наиболее злостных нарушителей к административной ответственности в арбитражные суды Владимирской, Калужской, Тверской области и города Москвы.

В течение минувшего года значительные усилия Прокуратуры Российской Федерации были сосредоточены на осуществлении действенного надзора за исполнением целевых программ в сфере здравоохранения. К слову, наша редакция на протяжении последних месяцев регулярно сообщала о соответствующих нарушениях, и, к сожалению, предварительные итоги года определенно свидетельствуют о том, что существенных перемен к лучшему здесь так пока и не произошло.

К примеру, в субъектах Дальневосточного федерального округа (ДФО) в течение 2013 года органами прокуратуры были выявлены факты неиспользования дорогостоящего оборудования, ранее поступившего в соответствующие медицинские организации. Простой оборудования, в свою очередь, приводил к ограничению доступа граждан к своевременной и качественной медицинской помощи. Однако переменить ситуацию к лучшему зачастую удавалось только после прокурорского вмешательства. В частности, лишь после внесения представления прокурором Магаданской области региональный департамент здравоохранения областной администрации принял меры к надлежащему использованию организациями здравоохранения 32 единиц оборудования общей стоимостью более 65 млн рублей. В ходе надзорных мероприятий были выявлены также факты нецелевого использования средств, направленных на модернизацию здравоохранения региона, – в той же Магаданской области за допущенные нарушения по представлению областного прокурора виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности, а на медицинскую организацию - нарушителя наложен административный штраф. Подобные примеры имели место и в ряде других субъектов ДФО. В целом за 2013 год органами прокуратуры ДФО выявлено почти 5 000 нарушений при исполнении целевых программ модернизации здравоохранения. В целях их устранения принесено 30 протестов, внесено 732 представления, в суд направлено 589 заявлений, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено свыше 1,8 тыс. виновных лиц.

Органы прокуратуры Южного федерального округа (ЮФО) в минувшем году вели активную работу в том числе по надзору за законностью нормативных актов органов государственной власти субъектов ЮФО, регламентирующих вопросы социального обеспечения граждан, в том числе лекарственного обеспечения при оказании гражданам медицинской помощи в амбулаторных условиях. В ряде субъектов округа нормы таких актов ограничивали законные права граждан, снижая предусмотренный федеральным законодательством уровень гарантий в сфере охраны здоровья. После вмешательства органов прокуратуры Республики Калмыкия, Волгоградской области не соответствующие законодательству нормативные акты (их отдельные положения) были в установленном порядке отменены (признаны утратившими силу).

Аналогичные меры, направленные на защиту прав граждан в области охраны здоровья, предпринимались в течение 2013 года органами прокуратуры Санкт-Петербурга, ряда других федеральных округов. Окончательные итоги контрольно-надзорной деятельности в сфере здравоохранения за минувший год мы предполагаем осветить в одном из ближайших специальных обзоров.

 ***

По материалам официальных сайтов Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и Прокуратуры Российской Федерации

E-mail: fa@farmass.spb.ru

Телефон: (812) 603-22-80, +7 (903) 094-16-12

Наш адрес:
СПб., Владимирский проспект д. 17, корпус 3, офис 309,
метро «Владимирская»

Фармакологическая ассоциация
Фармакологическая ассоциация