Владельцы аптечных сетей обвиняют дистрибьюторов в завышении цен на лекарственные препараты в период пандемии коронавируса. По их мнению, поставщики умело воспользовались ситуацией, повысив цены в непростой для рынка период. В результате управленцы аптек создали субъективный антирейтинг дистрибьюторов, в котором оказались топы российского фармрынка, а «ФВ» ознакомился с этим документом.

 

В чем аптеки обвиняют дистрибьюторов

Ритейл жалуется, что дистрибьюторы больше не относятся к его представителям, как к партнерам. Это следует из опроса «Новая аптечная реальность», который инициировал бизнес-тренер, директор по маркетингу аптечной сети «Аптека 24» Олег Гончаров.

В опросе участвовало более 80 представителей фармацевтического рынка. Из них порядка 90% — собственники и ключевые управленцы аптечных сетей. 77% опрошенных заявили, что большинство дистрибьюторов спекулятивно повысили цены на товары в период повышенного спроса в марте 2020 года.

При этом на политику дистрибьюторов не повлияли действия других участников рынка — в частности, производителей. 81% опрошенных заявили, что не верят в то, что фармкомпании значительно подняли цены на лекарства в этот период.

Кроме того, 52% респондентов убеждены, что повышение цен не связано с невозможностью дистрибьюторов справиться с лавинообразным спросом со стороны аптек.

Такого же мнения участники рынка придерживаются и относительно отсрочек — 85% опрошенных не согласны с тем, что снижение уровня отсрочек со стороны дистрибьюторов обусловлено резким снижением отсрочек производителями.

Участники опроса убеждены — в росте цен на лекарства виноваты дистрибьюторы.

В результате 44% опрошенных заявили, что из-за измененных условий сотрудничества придется полностью поменять финансовую модель развития бизнеса.

09-1.jpg (69 KB)

Кризис доверия

Пандемия коронавируса ухудшила взаимоотношения двух звеньев товаропроводящей цепочки. В ходе целого ряда профильных мероприятий аптеки не раз прямо указывали на винов­ных, по их мнению, в резком скачке цен на лекарства.

«Повышенный спрос в марте показал, что главное для дистрибьютора — его деньги. Все поставщики одновременно подняли цены, начали лимитировать товар, требовать пред­оплату. Мы понимаем, что они воспользовались ситуацией», — заявил собственник «Аптека Экономная 24» Артем Варданян в ходе онлайн-саммита infor-media.

В конце марта представители ряда аптечных сетей заявили, что поставщики «закручивают гайки», требуя у розничного звена гарантий платежеспособности.

В частности, как ранее писал «ФВ», в этот период «СИА Интернейшнл» рассылала письма с просьбой предоставить документы, подтверждающие финансовую отчетность предприятий за 2019 год. В противном случае компания предупреждала о возможных сокращениях отсрочки и лимита отгружаемого товара (копия письма менеджера компании есть в распоряжении «ФВ»).

«ФВ» опросил поставщиков лекарств, однако тогда ни одна компания не подтвердила своих планов перейти на предоплату.

Но дистрибьюторы предупредили, что в условиях ажиотажного спроса ждут от аптечного звена безусловного соблюдения договорных отношений и отсутствия просрочек дебиторской задолженности.

Как рассказал «ФВ» Олег Гончаров, дистрибьюторов можно понять — возможные риски они закладывают в цену.

«Сейчас дистрибьютору необходимо избирательно оценивать работу с сетями и аптеками — если работа налажена и аптека платит как часы, то нельзя ломать имеющуюся структуру», — рассказал «ФВ» Олег Гончаров. По его словам, аптечному сегменту и поставщикам сейчас действительно не хватает партнерских отношений «на равных».

В условиях кризиса дистрибьюторы повели себя по-разному, отметил он. «Некоторые агрессивно меняли условия работы до недопустимых, некоторые предупредили о возможных изменениях, а некоторые очень помогали и поддерживали аптеки, оставаясь на связи», — резюмирует Гончаров.

Кто попал в антирейтинг дистрибьюторов

На основании данных опроса был сформирован субъективный антирейтинг дистрибьюторов. В нем оказались компании, которые, по мнению представителей аптечного сегмента, резко изменили условия сотрудничества без возможности их обсуждения.

Лидером антирейтинга стал АО НПК «Катрен» — против дистрибьютора проголосовало 59% опрошенных аптек. Вслед за ним TOP3 замыкают ЦВ «Протек» и ООО «ФК Пульс». За них отдали голоса 43,6 и 41% представителей розницы.

«ФВ» обратился к компаниям, попавшим в антирейтинг, с просьбой прокомментировать ситуацию. Дистрибьютор «Катрен» заявил «ФВ», что не знает о существовании такого антирейтинга. Другой собеседник «ФВ» из компании подтвердил, что о подобных опросах прекрасно осведомлен, но расценивает их не иначе как субъективное мнение отдельных игроков аптечного рынка.

Более детальные комментарии получить не удалось — «ФВ» попросил компании из первой пятерки антирейтинга обозначить свою позицию относительно мнения аптек, но дистрибьюторы наотрез отказались комментировать отношения с аптеками.

Стоит отметить, что в рамках опроса также был создан и позитивный рейтинг дистрибьюторов, проявивших максимально партнерскую позицию к аптекам. «На удивление, вы встретите там те же самые компании: «Катрен», «Протек», «Пульс». На мой взгляд, это доказывает, что результаты опроса очень субъективны и говорят о ярко выраженном человеческом факторе в суждениях участников опроса. Но даже это заставляет задуматься», — пояснил «ФВ» Гончаров.

Источник: ФВ, 09.06.2020

E-mail: fa@farmass.spb.ru

Телефон: (812) 272-46-54, (812) 272-68-19, моб.тел.: 8-9030941612

Наш адрес:
СПб., Манежный пер., д. 15-17,
метро «Чернышевская»

Фармакологическая ассоциация
Фармакологическая ассоциация