Участники рынка готовятся к легализации дистанционной торговли лекарствами.

Бизнес-бранч ИД "Коммерсантъ" "Особенности дистанционной торговли ЛП" прошел в жарких дискуссиях и спорах между представителями аптечного и сетевого бизнеса об оптимальной модели реализации лекарств через интернет. Но, несмотря на ряд существенных противоречий, стороны сошлись в том, что дистанционная торговля "расправляет крылья" и нуждается в четком и понятном для всех регулировании.

Пишите в Сколково

По данным, которые привел президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов, на онлайн торговлю препаратами "по косвенным признакам" приходится до 5% (73 млрд руб.) розничного сегмента фармрынка. Лекарства для интернетчиков - запретный плод и лакомый кусок одновременно, потому они пытаются ускорить второе чтение соответствующего законопроекта, но пока без особого успеха.

"Пытаясь сдвинуть эту тему с места, мы обратились к заместителю председателя правительства (Максиму Акимову. - Прим. ред.) с просьбой ускорить решение вопроса, - рассказал он. - Официальный ответ нас шокировал. Как оказалось, мы не туда обращались. Для того чтобы реализовать продажу лекарств в интернете, нам рекомендовали зарегистрироваться на сайте фонда "Сколково", поскольку "он является центром компетенций", и направить туда свои предложения".

Страх и риск

Краеугольным камнем запылившегося в Госдуме законопроекта остается вопрос о способе доставки лекарств. И здесь даже среди представителей аптечного сообщества возникли разногласия. По словам исполнительного директора Ассоциации аптечных учреждений "СоюзФарма" Дмитрия Целоусова, неоднократно озвученная позиция, что доставка лекарств должна осуществляться исключительно фармацевтами, обусловлена "страхом аптечного сегмента фармрынка потерять рынок". Попытка закрепить за доставкой фармацевта курьера направлена на то, чтобы сохранить видимость монополии. "Мы здесь работаем и будем продолжать работать", - считает эксперт.

"Мы боимся не конкуренции, а бесконтрольности и вакханалии на рынке", - возразил генеральный директор аптечной сети "Ригла" Александр Филиппов. Он, в частности, указал на необходимость доработки нормативно-правовой базы перед принятием соответствующего законопроекта, отметив, что на сегодняшний день нет определения понятий отпуска, доставки, перемещения лекарств в рамках дистанционных продаж. "Мы не против дистанционной торговли, но нужен закон, который закрепит равенство принципов работы на рынке, создаст четкие и прозрачные правила для всех заинтересованных сторон", - подчеркнул г-н Филиппов.

Категорически против доставки лекарств обычными курьерами высказался председатель Координационного совета РААС, генеральный директор аптечной сети "НеоФарм" Евгений Нифантьев. "Нельзя воспринимать аптечную продукцию просто как одну из категорий товаров", - заявил эксперт. По его мнению, только фармацевт может гарантировать соблюдение правильной транспортировки при доставке препаратов и грамотно проконсультировать пациента. Своим оппонентам он предложил представить ситуацию, когда при вызове "Скорой помощи" к пациенту приходит не врач, а водитель машины. "Есть фармацевтический работник, и от этого никуда не деться", - заключил он.

Несмотря на аргумент со "Скорой", Артем Соколов предсказуемо поддержал традиционный способ доставки лекарств и тут же был разоблачен г-ном Нифантьевым:

 - Давайте говорить честно: вами движет банальная жажда наживы.

 - А целью аптечного бизнеса разве не является прибыль? - не растерялся интернет-предприниматель.

 - Хотите доставлять - доставляйте. Но сначала наймите фармацевта, - оставался непреклонен председатель Координационного совета РААС.

Откуда дровишки

Масла в огонь дискуссии подлило присутствие представителей "Озон.ру", чей так называемый эксперимент по доставке лекарств на дом вызвал в профессиональном сообществе серьезный резонанс. Отметая упреки в реализации схем лихих 90-х, директор по связям с общественностью Ozon Мария Заикина подчеркнула, что онлайн-ритейлер получил лицензию на фармацевтическую деятельность, открыл аптечный пункт, прошедший "много проверок", в котором работают провизоры-фармацевты, соблюдает условия хранения и отпуска лекарств и "соответствует всем требованиям". Есть и свой склад.

Этого выступления ждали.

 - Какова площадь вашего склада? Ну,  хотя бы примерно? - поинтересовался Александр Филиппов.

Госпожа Заикина прибегла к помощи коллеги в зале, но и та затруднилась назвать цифру.

 - А я скажу, почему не помните, - продолжил наступление глава "Риглы". - Потому что количество наименований лекарственных средств, которое выложено на вашем сайте, не может уместиться на площади аптечного пункта.

 - У нас есть все лицензии - оптовые и розничные.

 - Вы откуда отпускаете лекарства? - Из аптечного пункта. У нас в аптечном пункте есть фармацевт. Все процессы налажены в соответствии с лицензионными требованиями.

 - А зачем вам склад?

 - А вам зачем? У нас все открыто, можете сами приехать, посмотреть своими глазами.

 - Сколько фармацевтов у вас работает?

 - Это аптечный пункт офлайн, который соответствует всем требованиям.

Стало понятно, что дальнейший диалог теряет смысл. И все же есть тезисы, которые объединяют оба фланга дискуссии. В своем выступлении их озвучил Дмитрий Целоусов: "Нельзя отрицать дистанционную торговлю, ее необходимость. Мы все равно к этому придем. Находятся компании, которые накручивают ситуацию быстрее, чем мы готовы подготовить к этому нормативно-правовую базу. Идеальных решений не существует, и не надо думать, что появится нормативный акт, который сразу расправит нам крылья. Поправки в федеральный закон лишь позволят аптечным организациям осуществлять дистанционную торговлю, а все, что будет происходить помимо этого, - кто будет доставлять, какие лекарственные препараты, в каких условиях - все эти моменты отрегулируют подзаконные нормативные акты".

Фармацевтический вестник, Москва, 12 февраля 2019

 

 

E-mail: fa@farmass.spb.ru

Телефон: (812) 603-22-80, +7 (903) 094-16-12

Наш адрес:
СПб., Владимирский проспект д. 17, корпус 3, офис 309,
метро «Владимирская»

Фармакологическая ассоциация
Фармакологическая ассоциация