По заявлению Минздрава России, наша страна достигла самой высокой доступности лекарств в мире, обеспечив рекордное число аптек на душу населения. Но только ли количеством аптек определяется доступность лекарственной помощи?

Наш собеседник – декан фармацевтического факультета ПИМУ (Нижний Новгород) Максим Мищенко.

Что влияет на доступность

Максим Алексеевич, какие факторы определяют доступность лекарственного обеспечения?

– Доступность лекарственной помощи определяется двумя категориями критериев: физическими и социально-экономическими. К физическому компоненту относятся количество и качество лекарственных препаратов, их ассортимент, производство или импорт, дистрибуция, а также факторы, напрямую касающиеся аптек, – число, расположение, квалификация персонала.

Как обстоят дела с компонентом физической доступности в связи с числом аптек?

– Количество аптек по отношению к численности населения в России самое большое, о чём справедливо заявил Минздрав. В нашей стране почти 64 тысячи аптек! Но они распределены неравномерно: в отдалённых уголках сельской местности о шаговой доступности говорить не приходится. Кроме того, даже в крупных городах очень мало аптек, имеющих производственные отделы, а также тех, где отпускаются наркотические средства, психотропные вещества и т. д. Обращу также внимание на кадровую проблему в фармацевтических организациях.

То есть аптеки есть, но не везде. И не всегда с полным набором услуг, в которых нуждается население.

А что включает в себя социально-экономический компонент?

– Здесь несколько аспектов: покупательная способность населения, грамотное использование государственных ресурсов, методы формирования спроса, стоимость лекарств, назначение и применение препаратов, система возмещения расходов на лекарства.

Как вы оцениваете его?

– Покупательная способность населения не увеличивается в отличие от цен на лекарственные препараты. Рост цен – один из основных факторов неудовлетворённости граждан лекарственной помощью. Важно понимать, что есть инновационные препараты, которые реально стоят дорого. Но существуют и чисто маркетинговые инструменты, препятствующие распространению на рынке недорогих, но эффективных лекарств. Формирование спроса – важный резерв улучшения доступности лекарственных препаратов. Пока в правовом поле отсутствуют механизмы, которые стимулировали бы использование этой группы медикаментов.

Программа импортозамещения играет здесь роль?

– Конечно. Отечественных препаратов становится больше, но в полной мере они не обеспечивают потребности рынка. Доля лекарств российского производства составляет 35% в стоимостном выражении и 50% в натуральном.

Современный подход к назначению

Что можно сделать для повышения реальной доступности лекарственной помощи населению?

– В первую очередь важно сформировать систему рационального назначения и использования лекарственных препаратов. Применять их следует с учётом их фармакоэкономической эффективности. То есть подбирать то лекарственное средство, которое при минимальных затратах даст наибольший терапевтический эффект, а не смотреть только на цену одной упаковки, как нередко поступают сегодня. При этом возможно более широкое использование дженериков. На принципе фармакоэкономической эффективности следует основывать и формирование перечня ЖНВЛП. Для этого понадобится внести изменения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи.

Следующим шагом может стать создание регистра пациентов с использованием персональных данных. Сейчас на уровне Минздрава ведётся работа по созданию такого реестра для пациентов, нуждающихся в обезболивающих препаратах.

Широкие перспективы открывает внедрение системы электронных назначений.

Какие преимущества для пациента представляет электронная выписка рецептов?

– Электронная выписка позволит провести мониторинг обоснованности назначения препаратов, максимально учесть побочные эффекты и сочетанное действие лекарств. Например, пациент может обратиться к врачам разных специальностей, и каждый сделает своё назначение. При электронной выписке в базе будет видно, какие препараты назначены другими врачами, и, следовательно, легко предотвратить нежелательные последствия.

Кроме того, это экономит время врача и пациента, избавляет от лишних бумаг, позволяет обеспечить максимум удобств в аптечном обслуживании. В Москве в 2017 году около 80% рецептов были выписаны в электронном виде.

Методы будущего

Сейчас обсуждается идея лекарственного страхования. Оно повысит уровень доступности лекарственной помощи?

– Должны быть продуманы различные механизмы возмещения расходов на лекарства при амбулаторном лечении. В 2013–2015 годах в рамках пилотного проекта в Кировской области была запущена программа страхования пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Пациент оплачивал в аптеке только 10% стоимости лекарства, а 90% расходов компенсировал областной бюджет. В результате на 25% снизилась потребность в скорой и стационарной помощи, на 21% снизилась смертность. Общий экономический эффект втрое превысил затраты на реализацию этой программы. Полагаю, что этот успешный опыт можно реализовать и на других территориях.

Как ещё государство может повлиять на цены на лекарства?

– Самый очевидный механизм – совершенствование методики регистрации и перерегистрации цен на ЖНВЛП. Причём, как я говорил, с учётом фармакоэкономической эффективности препаратов. Второй аспект – переход на референтное ценообразование. В соответствии с предложениями Минфина по оптимизации государственных расходов на лекарственную помощь оптимальная система референтного ценообразования должна быть внедрена к 2025 году.

Как ещё государственное регулирование в сфере обращения лекарственных средств может повлиять на их доступность?

– Необходимо разработать процедуры, которые позволяют быстро выводить с рынка неэффективные лекарства. Важно создать перечень взаимозаменяемых препаратов и оптимизировать государственную регистрацию.

В конце марта в первом чтении принят законопроект, исключающий лекарственные средства из перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации. Каковы возможные последствия такого решения?

– Для производителей это облегчение, так как сертификация – длительная и дорогостоящая процедура. Гарантирует ли она высокий уровень качества конечному потребителю? Не уверен, здесь уже играет роль контроль качества на предприятии. Что касается аптек, то такое решение накладывает на них дополнительную ответственность, прикрыться сертификатом производителя они уже не смогут.

Магазины, почта, Интернет

Как вы относитесь к возможности продажи лекарственных препаратов в крупных сетевых магазинах?

– Полностью солидарен с позицией Минздрава, считаю продажи лекарств в супермаркетах недопустимыми.

Разве это не повысит доступность лекарственной помощи?

– Это кажущееся повышение доступности. Сейчас безрецептурные препараты на 70% обеспечивают аптеки средствами для поддержания ассортимента рецептурных препаратов. Когда безрецептурные препараты появятся в магазинах и супермаркетах (а о желании продавать лекарства заявили около 900 тысяч торговых точек!), да ещё по демпинговым ценам, значительная доля потребителей из аптек уйдёт. Аптеки станут убыточными и начнут закрываться. Какой тогда станет доступность рецептурных лекарственных средств для населения? Не говорю уже о качестве лекарственной помощи в супермаркетах. На эту тему много раз высказывались специалисты Минздрава.

Что можно сделать для повышения доступности лекарственной помощи в отдалённых уголках сельской местности? Можно ли разрешить торговать лекарствами в сельмагах?

– Лекарство – это не товар для продажи ни в супермаркетах, ни в сельмагах. Кто будет в этом случае осуществлять фармацевтическое консультирование и отвечать за обеспечение надлежащих условий хранения лекарственных препаратов?

Интересное решение нашли в Новгородской области, где в марте 2018 г. было подписано соглашение о сотрудничестве между областным минздравом и Управлением Федеральной почтовой связи. Почтальоны получили право по заявке жителей доставлять им лекарственные препараты и медицинские изделия.

Смогут ли интернет-аптеки сыграть позитивную роль в повышении доступности лекарств вообще и на селе в частности?

– Если в селе есть Интернет, то, наверняка, и аптека найдётся поблизости. А вообще новая версия законопроекта об интернет-аптеках позволяет повысить доступность лекарств и при этом сохранить качество лекарственной помощи. Предполагается, что доставку из реальной работающей офлайновой аптеки будет осуществлять курьер, имеющий фармацевтическое образование. Пока подобный вариант продаж рассматривается только для безрецептурных препаратов, но с развитием IT-систем в здравоохранении он может быть использован и для рецептурных лекарств.

 

 

Источник: lekoboz.ru

E-mail: fa@farmass.spb.ru

Телефон: (812) 603-22-80, +7 (903) 094-16-12

Наш адрес:
СПб., Владимирский проспект д. 17, корпус 3, офис 309,
метро «Владимирская»

Фармакологическая ассоциация
Фармакологическая ассоциация