Представители одного и того же вида торговли или ремесла редко собираются вместе даже для развлечений без того, чтобы их разговор не кончался заговором против публики или каким-либо соглашением о повышении цен.

Адам Смит

Монополия — это бизнес в конце своего путешествия.

Генри Ллойд

В далекие годы, когда зарождалось ремесло или так называемый сейчас малый бизнес, вопрос собственности стоял достаточно просто. Если ты специалист, то можешь открыть свою лавку или мастерскую. Аналогично дело обстояло и с аптеками. Если ты познал фармацевтическую науку и носишь гордое звание аптекаря (фармацевта), тебе и принадлежит аптека. Однако с течением времени, развитием экономики и рыночных отношений появилось такое понятие, как горизонтальная интеграция бизнеса. Процесс, при котором объединяются предприятия одной ступени производственного цикла и продвигают «продукт» на рынок под единой системой менеджмента и маркетинга. Для фармацевтической отрасли, особенно в последние годы, характерен процесс горизонтальной интеграции в розничном сегменте, что проявляется в образовании большого количества аптечных сетей. Аптечной сетью могут быть как отдельные аптеки (сети централизованного типа), так и их совокупность (сети холдингового типа), объединенные общим собственником или по ряду договорных параметров (цели, средства, бренд и т.д.). Вместе с тем холдинговые аптечные сети могут включать несколько десятков лицензиатов. Такой вид интеграции имеет как ряд преимуществ (возможность акционных проектов, системы скидок и бонусирования и т.д.), так и недостатков. Одним из наиболее весомых минусов существования аптечных сетей, в частности, если они занимают большую долю рынка, является монополия на розничную реализацию лекарственных средств. Кроме того, по данным ряда исследований Consumer Reports в США, аптечные сети по скорости обслуживания, вежливости, точности, полезности и осведомленности пациентов значительно уступают частным или единичным аптекам. Так, многие европейские страны ведут активную политику борьбы с аптечными сетями, предоставляют возможность открывать аптеку только специалистам с профильным образованием и вводят ограничения на количество аптечных предприятий, которые могут принадлежать одному человеку. На примере опыта Венгрии и Польши предлагаем рассмотреть действия, которые предпринимали эти государства для улучшения качества фармацевтической помощи и борьбы с монополией среди аптечных учреждений.

Венгрия

Пример Венгрии крайне интересен. Так, до 2007 г. в этой стране действовал закон, который ограничивал право владеть аптекой, предоставляя такую возможность только фармацевту. С 2007 по 2010 г. Венгрия шла курсом дерегуляции фармацевтического рынка. В частности, были сняты ограничения на право собственности, количество аптек, которыми может владеть один собственник, и некоторые территориальные ограничения.

По мнению ряда аналитиков, такая политика способствовала созданию здоровой конкурентной среды и снижению цен на лекарственные средства. Однако венгерское правительство пришло к другим выводам. По его заявлению, за этот период открылось более 400 дополнительных аптек, однако качество оказания фармацевтической помощи, обслуживания в аптеках и их доступность в сельской местности значительно снизились. И уже с 2011 г. правила «игры» на розничном фармацевтическом рынке Венг­рии круто изменились.

В первую очередь, это выразилось в принятии закона «Gyftv» (Закон о медицинском обслуживании), который возвращал множество уже подзабытых ограничений. Так, вернули требование, согласно которому владеть аптечным учреждением снова мог только фармацевт. А тем владельцам, которые успели открыть аптечный бизнес в период законодательной «оттепели», но не имели соответствующего диплома, было предписано до начала 2017 г. продать его или закрыть. Таким образом, переходный период на получение образования или реализацию бизнеса в данном случае составил 6 лет.

В рамках этого закона многие фармацевты столкнулись с серьезной проблемой — нехваткой средств на покупку аптеки. В результате правительство было вынуждено предоставить им кредиты и субсидии с низкой процентной ставкой (всего 3%). Воспользоваться ими фармацевты могли до конца 2016 г.

Законом также введено дополнительное ограничение, лимитирующее максимальное количество аптек, которые могут принадлежать одному конкретному фармацевту. Так, один специалист может владеть максимум 4 аптеками, что практически делает невозможным образование аптечных сетей.

Помимо прочего, введены «правила доступности» по минимальному расстоянию между аптеками и критерию плотности населения. Так, расстояние между аптеками теперь должно составлять не менее 250 м и с расчетом одна аптека на 4 тыс. жителей в больших городах и на 4,5 тыс. жителей в меньших населенных пунктах.

Последние 5 лет в венгерских аптеках запрещено проводить акции, вручать призы, подарки и делать скидки для клиентов. По сути это «убивает» весь аптечный маркетинг на корню, поскольку отсекаются любые игровые моменты, и у аптеки нет ни единого шанса создать у потребителя ощущение праздника. Позиционирование «магазин здоровья» или «место для ухода за собой» тоже автоматически отменяется.

Интересные факты о работе венгерских аптек:

  • утверждение «работаем 24 часа в сутки» не стоит принимать буквально. Такие аптеки делают перерывы на завтрак, обед и ужин, а также технические перерывы. В ночное время работает окошко со звонком. За то, что клиент «потревожил» фармацевта в ночное время (с 21:00 до 08:00), платится налог «за срочность» (около 350–400 форинтов);
  • в аптеках представлен широкий ассортимент препаратов и парафармацевтической продукции, а вот за всякими сопутствующими товарами вроде «гематогенов», конфет и газированной воды придется пройтись в супермаркет — аптеки их не продают;
  • фармацевт обязан сообщить покупателю о наличии генериков на препарат, который его интересует. Если клиент все же хочет препарат подороже, венгерский фармацевт должен предоставить ему информацию о различии в стоимости оригинальных препаратов и генериков в письменном виде.

Венгрия vs Европейская комиссия

С момента введения нового закона в 2011 г. правила, регулирующие принадлежность аптеки в Венгрии, стали одними из наиболее ограничивающих в Европе. Это вызвало серьезную обеспокоенность среди институтов Европейского Союза (ЕС), в результате чего Европейская комиссия в конце сентября 2014 г. начала процедуру «infringement process» (процедура формального нарушения прав), отправив официальное уведомление об этом.

Первоначальные жалобы были поданы в Европейскую комиссию еще в 2012 г. До начала процедуры формального нарушения она проводила длительную так называемую экспериментальную процедуру, в ходе которой тщательно изучались новые правила. Комиссия представила свои последние возражения в связи с ограничениями, установленными законом в отношении свободного передвижения капитала и лиц.

Дополнительным элементом, вызывающим озабоченность Европейской комиссии, является дифференциация в законодательстве между местными и невенгерскими инвесторами, первые из которых явно пользуется поддержкой венгерских законодателей. Такая ситуация, по мнению Европейской комиссии, нарушает основную концепцию Единого экономического европейского пространства.

На данный момент закон в Венгрии все еще действует, а конфликт c Европейской комиссией «поставлен на паузу».

Польша

Польский розничный фармацевтический сегмент претерпел значительные изменения в 2017 г. с введением нового закона «Apteka dla Aptekarza», или «AdA», что означает «аптека для аптекарей». Документом предусмотрено, что только специалисты с фармацевтическим образованием могут владеть и/или управлять аптекой. Возглавляться аптека может только специалистом (менеджером в понимании поляков, а в украинском — заведующим аптекой) с фармацевтическим образованием и наличием не менее 5 лет опыта работы в аптеке или 3 лет специа­лизации, полученной во время последипломного образования.

Новый закон также устанавливает географические и демографические критерии, определяющие возможность открытия новых аптек. Так, на 3 тыс. жителей должна приходиться одна аптека. Расстояние между аптеками должно составлять не менее 500 м. Кроме того, не более 1% общего количества розничных аптечных предприятий в провинции (воеводстве) могут принадлежать одному юридическому лицу.

По состоянию на 17 января 2018 г., по данным Главной фармацевтической инспекции (Chief Pharmaceutical Inspectorate), заявки на 64 аптеки имеют статус «приостановлено». При этом аналитические данные PEX PharmaSequence свидетельствуют, что количество аптек как до принятия закона, так и после введения его в действие увеличивается. С марта по декабрь 2017 г. появилась сеть из 334 аптек (5 и более аптек в цепочке), при этом закрылось 245 частных аптек или тех, которые были частью малой сети (2 или 4 аптеки в сети). Так, в декабре 2017 г. на рынке насчитывалось около 400 аптечных сетей, доля которых составляла почти 45% из 15 тыс. действующих аптек в Польше. Также, по этим аналитическим данным, несмотря на то, что оборот аптек был больше, чем в прошлом году, не отмечено повышения прибыльности.

Однозначно оценивать влияние нового закона на аптечный розничный сегмент аналитики пока не берутся. Однако ожидается, что изменения в законодательстве поспособствуют развитию небольших семейных аптек.

Итого

Издавна известное изречение «количество далеко не всегда означает качество» как никогда актуально в разрезе розничного фармацевтического сегмента. Правильность и важность консолидации рынка и образование аптечных сетей вызывают массу диспутов и дискуссий среди специалистов и операторов рынка. Что и не удивительно, ведь каждый из них, несмот­ря на социальную составляющую фармации, лоббируют свои интересы, а бизнес всегда остается бизнесом.

Как правильнее: выбрать курс развития аптечного сегмента по «семейному» типу или отдать предпочтение аптечным сетям, и что из этого позволит повысить доступность лекарственных средств и качество фармацевтической помощи, покажет только время.

 

 

 

Источник: apteka.ua

E-mail: fa@farmass.spb.ru

Телефон: (812) 603-22-80, +7 (903) 094-16-12

Наш адрес:
СПб., Владимирский проспект д. 17, корпус 3, офис 309,
метро «Владимирская»

Фармакологическая ассоциация
Фармакологическая ассоциация