Новое требование к маркировке лекарств - криптозащита - угрожает ростом цен, предупредили производители. Компания-оператор маркировки утверждает, что криптография не требует дополнительных затрат.

Новинка в коде

Пять крупнейших фармацевтических ассоциации обратились к спикеру Госдумы Вячеславу Володину и вице-премьеру Татьяне Голиковой с просьбой отказаться от введения криптозащиты маркировки лекарств. По их мнению, это грозит отечественной фармацевтической индустрии изоляцией, а также может привести к значительному росту цен на лекарства из-за дополнительных расходов.

Письмо есть у РБК, его подлинность подтвердили в Ассоциации международных фармацевтических производителей (АІРМ) и Союзе профессиональных фармацевтических организаций (СПФО).

С 1 февраля 2017 года в России проводится эксперимент по маркировке лекарств двухмерным штриховым кодом. В 2020 году маркировка для лекарственных средств станет обязательной. Но весной этого года, как утверждают авторы письма, "спустя полтора года после начала эксперимента и осуществленных производителями значительных инвестиций в закупку необходимого оборудования" правительство России предложило изменить систему маркировки добавив в нее механизмы криптозащиты. Это значит, что код для каждый пачки лекарств, будет генерировать не сам производитель, а специальное программное обеспечение, поставляемое Центром развития перспективных технологий. ЦРПТ принадлежит структурам миллиардера Алишера Усманова, госкорпорации "Ростех" и компании инвестора Александра Галицкого.

"Обсуждающиеся в настоящее время предложения по пересмотру фундаментальных основ организации системы мониторинга посредством введения криптозащиты серийного номера упаковки полностью противоречат действующей концепции эксперимента и кардинально изменяют весь проект, включая сроки и условия его внедрения. Данные изменения потребуют от производителей значительных незапланированных временных и материальных расходов", - говорится в документе.

Это приведет к снижению экспортного потенциала и изоляции отечественной фармацевтической индустрии, указано в письме. Кроме того, криптозащита увеличит дополнительную стоимость создания и обслуживания системы мониторинга. "Что в конечном счете может привести к существенному росту цен на лекарственные препараты и снизить их доступность для населения", - подчеркивают авторы.

Требование ФСБ

Ранее в Госдуме прошли парламентские слушания по теме маркировки. На них заместитель руководителя ФНС России Андрей Батуркин сообщил, что решение о распространении криптографии для маркировку лекарств - требование ФСБ. По его словам, спецслужбы считают, что "отсутствие криптозащиты позволяет использовать изъяны в системе маркировки и продавать нелегитимный товар".

Исполнительный директор АІРМ Владимир Шипков, подписавший обращение, рассказал РБК, что сейчас в эксперименте используется формат кода Data Matrix, без дополнительной криптозащиты. Такой код применяется в Евросоюзе и устраивает большинство российских производителей. "Европейский союз идет по пути внедрения Data Matrix, и нас как производителей тот же руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Михаил Мурашко заверял, что этот код позволяет обеспечить необходимую защиту", - сказал он.

Теперь, замечает директор СПФО Лилия Титова к Data Matrix планирует добавить "криптохвост", который, по ее мнению, приведет к дополнительным затратам. "Мы не оперируем пока данными, сколько будет стоить этот "криптохвост", но уже сейчас понятно, что это дополнительное оборудование, перестройка IT-программы. При этом криптозащиту нужно будет покупать у ЦРПТ", - сказала Титова.

Шипков напомнил, что изначально, когда речь зашла о криптозащите, "предполагалось, что это будет обеспечено для производителей на безвозмездной основе". "Но в дальнейшем стало ясно, что эта услуга будет платной, примерно по 50 копеек за один код на одну упаковку", - поясняет он.​

​РБК направил запрос в министерство промышленности и торговли (ведомство курирует вопросы маркировки).

Оборудование - бесплатно

Использование криптографии прописано в утвержденной правительством в мае 2018 года модели функционирования системы маркировки, сообщили РБК в ЦРПТ. В компании подчеркнули, что она инвестирует в проект маркировки свыше 10 млрд руб. и от производителей не понадобится затрат на оборудование - ЦРПТ оснастит все заводы в стране, которые должны будут наносить маркировку, регистраторами эмиссии (цифровыми сейфами - РБК), напрямую интегрированными с единой системой маркировки. "ЦРПТ уже проведены успешные испытания на площадках "Фармстандарта", "Р-Фарма", "Биокада" и других. Использование криптографии не требует дополнительных затрат участников рынка и не удлиняет сроки внедрения маркировки", - резюмировали в компании.

Что еще маркируют

Правительство планирует создать в России к 2024 году систему полной прослеживаемости оборота товаров от производителя до конечного потребителя. С 2016 года обязательна маркировка изделий из меха, с января 2020 года она станет обязательной для лекарств. С января 2018-го начался почти годовой экспериментальный период по маркировке табачной продукции, в июне началась маркировка обуви.

В декабре 2017 года Владимир Путин одобрил идею создания единого оператора системы цифровой маркировки товаров в России на базе ООО "Оператор-ЦРПТ", "дочки" ЦРПТ.

 

 

 

 

Источник: rbc.ru

E-mail: fa@farmass.spb.ru

Телефон: (812) 603-22-80, +7 (903) 094-16-12

Наш адрес:
СПб., Владимирский проспект д. 17, корпус 3, офис 309,
метро «Владимирская»

Фармакологическая ассоциация
Фармакологическая ассоциация