Онлайн спровоцирует новые ценовые войны аптек.

Онлайн-торговля лекарствами подошла в Госдуме ко второму чтению - и дело застопорилось. Проект закона внесен в парламент еще в конце 2017 г., но, когда он будет принят, неизвестно. Между тем фарма и интернет-компании готовятся к разрешению электронной торговли ЛП. Взгляды на этот рынок у сторон разнятся.

Вопрос в цене

Фармрынок офлайн против онлайн, или они должны сотрудничать? Этот вопрос задала на Российском фармацевтическом форуме Адама Смита исполнительный директор РААС Нелли Игнатьева. Первое слово она дала руководителю проекта "Все аптеки" Mail.ru Александру Котлярову. И хотя, как отметила г-жа Игнатьева, фарма достаточно приветлива, представители сообщества были насторожены и высказали опасения, связанные с появлением интернет-агрегаторов.

Александр Котляров заявил, что не считает, что между офлайном и онлайном есть противостояние. "Мы хотим объединить разные сервисы, такие как "ЗдравСити" и сервис "Катрена", и аптечные сети. Пользователь получает комфорт, он выбирает необходимые лекарства и место, откуда ему удобнее забрать заказ", - отметил эксперт.

"В том, что наценки на нашем рынке пошли вниз, большую роль сыграла агрегация информации от аптек в интернете, - взглянул на тему по-иному генеральный директор "Неофарм" Евгений Нифантьев. - Если вы зайдете в интернет-справку, увидите, что любое наименование можно купить со снижением цены на 10 - 20%. Агрегатор собирает пользователей, которые интересуются ценами, и дальше приходят сети, которые предлагают низкие цены. В итоге у многих дискаунтеров отрицательная фронтальная наценка. Возникает вопрос: а почему не выкладываете цены на продукты?".  "Сервисы, которые позволяют выбрать продукты из разных магазинов, есть, я видел", - возразил Александр Котляров. "А есть сравнение цен "Пятерочки" и "Магнита"?" - настаивал Евгений Нифантьев.

Представитель Mail.ru не смог ответить на этот вопрос, но отметил, что сервис "Все аптеки" - это не справка. Человек покупает, как правило, много препаратов. И дальше он выбирает: забрать товар из аптеки, где ближе или где дешевле. "Наша задача - не показать весь спектр цен, а предоставить выбор. Никто не поедет за обычным лекарством на другой конец города", - заметил г-н Котляров.

Евгений Нифантьев обратил внимание, что сейчас интернет-справки отражают ценовую борьбу на уровне города, а затем они приспособятся и будут показывать цены в пределах районов. В этом случае дискаунтеры могут исчезнуть вовсе.

Генеральный директор "ПроАптека" Евгений Коротков согласен с такими опасениями: "В нашу ассоциацию входят единичные аптеки со стандартным ценообразованием. Выручка от них будет перетекать туда, где лучшие цены на данный момент. Выживут ли такие аптеки?" Приспосабливаться или пользоваться Коммерческий директор аптечной сети "36,6" Евгения Ламина отметила, что отрицать наступление онлайна в аптечный бизнес бесполезно. Эксперт согласилась, что в агрегации цен есть определенная угроза для аптек, но при этом сами аптечные сети активно пользуются этой информацией для выстраивания ценовой политики. Евгения Ламина считает, что доставка лекарств необходима, так как даже в крупных городах есть места, где открывать аптеку невыгодно, но курьер туда может добраться беспрепятственно.

Главный вопрос: кто будет доставлять лекарство? Генеральный менеджер бизнес-подразделения безрецептурных препаратов и товаров для здоровья Sanofi Россия и Беларусь Ирина Романова уверена, что вопрос безопасной доставки будет решен с помощью регуляторных требований и за счет крупных логистических операторов.

Операционный директор Marathon Pharma Игорь Крылов успокоил аудиторию:

"Клиенты аптек - это в основном люди 45-. Они не очень дружат с технологиями. У льготников другой канал получения лекарств. Молодые люди, которые пользуются онлайном, как правило, болеют мало. Поэтому говорить о быстром переходе в онлайн не стоит. В ЕС доставка лекарств разрешена с 2015 г., сейчас доля интернета не более 10%".

Директор по развитию ФК "Пульс" Сергей Еськин: "Фармацевт продает сопровождение выздоровления пациента, а не препарат; если ориентироваться только на препарат, тогда действительно конкуренция будет только ценовой, хотя немаловажный фактор для оценки аптеки - ее умение работать с пациентом".

 

 

 

Источник: pharmvestnik.ru

E-mail: fa@farmass.spb.ru

Телефон: (812) 603-22-80, +7 (903) 094-16-12

Наш адрес:
СПб., Владимирский проспект д. 17, корпус 3, офис 309,
метро «Владимирская»

Фармакологическая ассоциация
Фармакологическая ассоциация