Репутация аптеки уже не является подтверждением ее финансовой устойчивости.

Дистрибьюторы переходят на новый уровень взаимоотношений с аптеками. От разорения не застрахованы даже те аптечные сети, которые еще вчера были примером для всего рынка, констатируют эксперты. Поэтому банковская гарантия становится основным договором при отгрузке товара.

Штормовое предупреждение

Штиля на аптечном рынке не было уже давно. Самые тревожные тенденции, которые обозначают эксперты, - увеличение товарных запасов и кассовый разрыв.

"Мы понимаем, за счет чего сегодня живет аптека. Живет она за счет дистрибьютора, а дистрибьютор - за счет производителя. То есть производитель кредитует всех. Все стремятся к тому, чтобы товарные запасы как можно быстрее оборачивались и сокращались. Но на сегодняшний день они в аптеках растут и растут", - обрисовала ситуацию на рынке исполнительный директор СПФО Лилия Титова.

Еще одна тенденция, которая не дает надежды на лучшее, - планы продаж. Если по прогнозам рынок в среднем в 2018 г. покажет рост на уровне 4 - 6%, то планы производителей, как и в прошлом году, остаются неизменными - 10 - 15%. Именно поэтому продолжается бурный рост товарных запасов. Финансовый пузырь раздувается.

"Сегодня до 10% товарного запаса аптек может не вернуться к производителям и дистрибьюторам деньгами по причине разорения аптек", - констатирует Лилия Титова.

Репутация аптеки уже не играет существенной роли при финансовых взаимоотношениях с дистрибьюторами. Как отметил генеральный директор ЦВ "Протек" Дмитрий Погребинский, верить на слово аптекам уже бесполезно.

"Время бесплатных кредитов закончилось. Мы видим череду разорений. И самое главное, что этот процесс не закончен", - пояснил он. При этом г-н Погребинский не считает, что все проблемы исходят от крупных сетей. По его словам, в объеме потерь "Протека" за 2017 г. треть приходится на единичные аптеки.

Кто виноват

 "Странно, что представители оптового рынка пытаются найти виноватых только в рознице. В проблеме возникновения долгового пузыря на розничном рынке виноваты и компании-дистрибьюторы, и компании производители. Производители усиленно накачивают отдельные сети рекламными бюджетами, причем долговременная эффективность расходования этих бюджетов зачастую довольно низкая. Рынок знает массу примеров, когда значительный объем товара отгружается некоторым сетям со значительной скидкой, при этом сеть получает маркетинговый бюджет, но физически подобный объем товара реализовать через свои аптеки не может. Этот товар "сливается" в другие регионы, ломая тем самым систему дистрибуции данного товара. Но формально все довольны, менеджер компании-производителя получает свои бонусы за объем, его зарубежное начальство тоже довольно, товар же вроде продан", - считает директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов.

По его мнению, отдельные оптовики тоже довольно щедро кредитовали аптечные сети, и "щедрость" дистрибьюторских компаний тоже зависела от конкретных менеджеров, которые выполняли план, раздавая товарные кредиты без оглядки на финансовое состояние компаний-получателей. Так что в возникновении долгового пузыря оптовики тоже виноваты.

Николай Беспалов анализирует общую рыночную ситуацию без оптимизма: рынок стагнирует, спрос на нуле. На аптеки давят долги, в рознице скопился значительный товарный остаток, который реализовать в условиях низкого спроса невозможно.

"Сейчас вопрос стоит таким образом, что в ближайшее время на рынке могут обанкротиться сразу несколько аптечных сетей, с суммарной долей 4 - 7% рынка. Далее по цепочке пострадают дистрибьюторы - тут вполне может идти речь о двух-трех крупных компаниях из ТОР15", - заключает эксперт.

 

 

 

E-mail: fa@farmass.spb.ru

Телефон: (812) 603-22-80, +7 (903) 094-16-12

Наш адрес:
СПб., Владимирский проспект д. 17, корпус 3, офис 309,
метро «Владимирская»

Фармакологическая ассоциация
Фармакологическая ассоциация