Рейтинг российских аптечных сетей по итогам I - III кварталов 2017 года.

Третий квартал в отношении российской фармрозницы изобиловал событиями. Нам пришлось стать свидетелями как всевозможных сделок, зачастую крупных, так и возобновления риторики по отдельным регуляторным вопросам, в частности возможности продажи ЛП в супермаркетах. Впрочем, при детальном рассмотрении кажущееся разнообразие информационного потока оставляет ощущение некоторого дежавю, которое на фоне вполне явных признаков стагнации российского фармрынка выглядит весьма симптоматично.

Кто твой вдруг

Фармритейл долгое время оставался в стороне от глобальных инвестиционных интересов. Вероятнее всего, это было связано с относительно невысокой рентабельностью розничной торговли, которая в сочетании со сравнительно небольшими размерами рынка делала его в целом малопривлекательным. Ситуация в корне поменялась тогда, когда аптеки научились зарабатывать бэк-маржу, точнее, когда стало понятно, что ее размер может быть не только сопоставим, но и легко превысит размер фронт-маржи. После этого консолидированная фармрозница не только сделала принципиальный рывок в своем развитии за счет доступа к необходимому для развития финансовому ресурсу, но и стала предметом интереса как крупных отраслевых, так и непрофильных инвесторов.

Естественно, даже потенциальный интерес "большой розницы" к фармритейлу заметно простимулировал действия профильных игроков. Аптечным сетям пришлось ускоряться, на ходу выдумывая новые форматы консолидации, которые, с одной стороны, привлекают минимум внимания ФАС, с другой - позволяют попутно решать и другие проблемы фармрозницы, в частности вопросы дебиторской задолженности.

Сделок с момента подготовки предыдущего обзора было много, мы даже возьмем на себя смелость не комментировать данные процессы в отдельных регионах, например в Пензенской, Курской или Саратовской областях, где объектами купли-продажи становились сетевые структуры из 5 - 10 аптечных учреждений.

А вот смену собственников таких структур, как "Классика" или "Фармакор", напротив, мы просто не можем проигнорировать. Причин тому несколько, и основная как раз заключается в поразительном сходстве судьбы этих компаний. Во-первых, обе структуры долгое время балансировали на тонкой грани, наделали долгов и регулярно выступали в судах в качестве ответчиков по искам о банкротстве. Все это сопровождалось физическим закрытием отдельных убыточных аптек, перебоями с поставкой товара в действующие аптеки и т.д. При этом в профессиональной среде с завидным постоянством появлялась информация о том, что сети находятся в состоянии переговоров о продаже с той или иной компанией. Так что сам факт смены собственников никаких эмоций, кроме как эпитета "отмучались", не предполагает.

Во-вторых, формальными покупателями сетей стали некие частные лица, которые при всей своей "частности" довольно легко прослеживают связь с крупными представителями отечественного фармритейла. Так, новые владельцы аптек "Классики" близки к акционерам "Имплозии", у "Фармакора" несложно обнаружить связь с "Аптечной сетью 36,6", они даже формально будут связаны договорами франчайзинга.

Но все это детали. Гораздо интереснее разобраться в первопричинах двух столь схожих событий, а также в их последствиях. Что касается причин, на эту тему сказано было уже немало, это не первые и не последние крупные сделки в российском фармритейле в текущем году. Однако то, что ранее представлялось некой стихийной силой в свете событий последних нескольких лет, приобретает довольно четкую архитектуру, которая формируется вполне осознанно. Основные центры этого строительства участникам рынка тоже хорошо известны.

Разумеется, относительно небольшие по размерам региональные сети не могут остаться в стороне от глобального консолидационного процесса, сейчас все прекрасно понимают, что, во-первых, времени на эффективное развитие остается очень мало, а, во-вторых, не за горами ситуация, когда небольшая сеть в принципе не сможет конкурировать со своими более крупными коллегами. В этом смысле фармрынок, увы, не оригинален, похожие процессы проходила и "большая розница". Кстати, параметры, в т.ч. количественные, которые могут если не гарантировать, то хотя бы предполагать у конкретной сети светлое будущее, сейчас уже в общих чертах понятны. Здесь, наверное, и надо искать причины массовой распродажи тех небольших сеточек по 5 - 10 аптек, о которых мы говорили выше.

Идем на восток

Нельзя пройти мимо еще одной сделки, которая, с одной стороны, вроде бы носила характер сугубо технический, но все же может являться предвестником преобразований российской фармрозницы.

Речь о выходе инвестиционной структуры Baring Vostok из капитала "Аптечной сети 36,6". Сразу хотелось бы отметить, что мы не обладаем инсайдами на этот счет. Все сказанное ниже является лишь предположениями.

Конечно, формальные основания для выхода фонда из проекта есть. С одной стороны, долговая нагрузка сети весьма высока, с другой - структура компании с учетом последнего приобретения в Санкт-Петербурге сложна и запутанна. Фонд "вписался" в историю с "36,6" еще три года назад и, наверное, рассчитывал на определенные гарантии возврата инвестиций в трех-пятилетней перспективе. Однако события последних лет на российском фармрынке едва ли могут гарантировать подобную уверенность, даже с поправкой на активную инвестиционную деятельность сети. К тому же последние "приобретения" "36,6" в Санкт-Петербурге потребуют времени, чтобы начать "работать на план".

Второй вопрос, для чего доля Baring Vostok в "Аптечной сети 36,6" могла понадобиться концерну "Россиум" Романа Авдеева, который, к слову, ранее уже выступал собственником некоторого пакета акций компании, но затем данный пакет, по разным версиям, то ли был продан, то ли распределен между текущими собственниками аптечной сети. Естественно, мы достоверно не знаем конечных бенефициаров ритейлера, поэтому можем лишь констатировать ключевую роль концерна "Россиум" как акционера и МКБ как крупнейшего кредитора "Аптечной сети 36,6", а также лично г-на Авдеева в судьбе фармкомпании.

Учитывая названные факты, консолидация акционерного капитала сети в рамках структур, близких к сфере интересов г-на Авдеева, в свою очередь может означать подготовку к еще одной сделке уже по продаже актива профильному инвестору. Мы не банковские аналитики, так что воздержимся от оценок финансового состояния МКБ. Но тот факт, что в нашумевшем письме менеджера Альфа-банка Сергея Гаврилова, распространенном в августе текущего года, МКБ фигурировал в числе четырех структур, вложения в бумаги которых могут быть рискованными, говорит скорее в пользу версии о возможной сделке по готовящейся продаже "Аптечной сети 36,6". Тем более что половина финансовых структур из письма Гаврилова, а именно "ФК Открытие" и Бинбанк, уже находятся в состоянии санации.

Что это будет за сделка, предполагать сложно, наиболее очевидным кандидатом представляется один из текущих акционеров "Аптечной сети 36,6" - компания Alliance Healthcare, которая владеет миноритарным пакетом сети и ранее озвучивала планы по увеличению своей доли в бизнесе. Впрочем, данную версию в свое время весьма активно опровергали текущие представители менеджмента российской компании, что должно предполагать хотя бы гипотетически некоторое разнообразие возможных вариантов.

Бесплатный пакет супермаркета

Еще одна неоригинальная тема возникла в профессиональной среде в начале октября. Тогда появилось очередное поручение вице-премьера РФ Игоря Шувалова о необходимости проработать вопрос продажи ЛП в супермаркетах. Тема, благополучно подзабытая с 2014 г., а именно тогда она впервые прозвучала с высокой трибуны, вновь всколыхнула и профессиональные круги, и широкую общественность. Впрочем, к моменту написания данного обзора, эта тема прекратила активную ротацию в информационном пространстве. Нам остается лишь очередной раз констатировать бессмысленность и даже вредность реализации данной идеи в рамках существующих реалий российского фармрынка. Причин тому несколько.

Во-первых, в рамках городских территорий уже давно нет проблем с физической доступностью ЛП, ни в отношении наличия в шаговой доступности аптечных учреждений, ни в плане графика работы таких структур. Те проблемы, которые наблюдаются в малонаселенных и труднодоступных районах, естественно, с возможным разрешением продажи ЛП в супермаркетах не решатся. Супермаркетов там попросту нет, а даже если и найдутся некие торговые точки, которые возьмутся продавать ЛП, не совсем понятно, кто из поставщиков согласится их туда поставлять.

Во-вторых, ожидания того, что цены на ЛП в результате подобной меры начнут снижаться из-за усиления конкуренции, очевидно, беспочвенны. Участники фармрынка прекрасно понимают, что формирование цены - практически полностью прерогатива производителя и государства, если говорить о препаратах Перечня ЖНВЛП. Так что количество точек продажи с точки зрения давления на цену если что-то и изменит, то лишь в обратную сторону. Выпадающие доходы, которые будут вызваны оттоком потребителей из аптек, будут компенсироваться последними за счет повышения ценника в рамках других ассортиментных групп.

Впрочем, оригинальные предложения тоже звучали. В частности, в конце ноября первый зам. председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Калашников поднял вопрос по утилизации просроченных лекарств. И даже предложил, апеллируя к западному опыту, установить специальные пункты сбора данного вида отходов. К слову, в отдельных странах их сбором занимаются аптеки. Инициатива, наверное, благая, особенно если вместо акцента на сбор "просрочки" у населения переключить внимание на правовые и организационные аспекты промышленной утилизации как просроченных ЛП, так и вообще медицинских отходов. Нам только остается выразить надежду на то, что аптеки если и будут подключены к этому процессу, то не в приказном порядке.

Источник:  Фармацевтический вестник, Москва, 28 ноября 2017

E-mail: fa@farmass.spb.ru

Телефон: (812) 603-22-80, +7 (903) 094-16-12

Наш адрес:
СПб., Владимирский проспект д. 17, корпус 3, офис 309,
метро «Владимирская»

Фармакологическая ассоциация
Фармакологическая ассоциация