Торговым сетям РФ могут разрешить продавать безрецептурные лекарства - это позволит правительству усилить конкуренцию на аптечном рынке, снизив расценки на лекарства, а ритейлерам - побороться за дополнительные несколько процентов собственного оборота, пишет в понедельник газета "Коммерсант".

На долю безрецептурных лекарств приходится почти половина реализуемых в России препаратов - 220 миллиардов рублей, передает РИА Новости.

К 1 декабря правительству должен быть представлен доклад на тему "Возможности реализации отдельных лекарственных средств в торговых сетях", об этом говорится в заседания правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова от 16 октября (копия документа есть у "Коммерсанта"). Доклад предстоит подготовить Минздраву совместно с Минпромторгом, Минэкономразвития, Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и Федеральной службой по тарифам (ФСТ).

Как уточнил изданию председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли и президент группы "Дикси" Илья Якубсон, речь идет о безрецептурных препаратах. По его словам, допуск ритейлеров к продаже безрецептурных лекарств призван увеличить конкуренцию на фармацевтическом рынке. Якубсон добавил, что с теоретической точки зрения это "позитивно и для покупателей, и для продавцов, но у нас нет опыта в этой области".

Руководитель управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев не стал комментировать изданию этот вопрос "до тех пор, пока не будет принято каких-либо решений". ФСТ еще не получила протокол с подобным указанием, остальные ведомства комментарии не предоставили.

Идею продавать безрецептурные лекарства за пределами аптек еще в 2009 году озвучил Минпромторг. Но на сторону аптек встал тогдашний Минсоцздрав, и предложение в итоге было отозвано.

Объем коммерческого, или аптечного, сегмента российского фармацевтического рынка в 2011 году увеличился в денежном выражении, по оценке DSM Group, и составил 468 миллиардов рублей (около 16 миллиардов долларов). Согласно прогнозу на 2012 год, рост составит 15%. На долю безрецептурных лекарств в аптечных продажах приходится примерно 47,2% в денежном объеме и 71% в упаковках.

Крупнейшими аптечными сетями по обороту в прошлом году стали "36,6", "Ригла", "Импозия", вместе занимающие 7,2% рынка. Самыми популярными брендами среди безрецептурных лекарств являются "Арбидол", "Эссенциале", "Нурофен", "Линекс", "Мезим Форте", "Терафлю".

Совладелец аптечной сети А5 (под управление более 1,1 тысячи точек) и бывший президент "Копейки" Сергей Солодов считает инициативу правительства спорной - продажа лекарств, отмечает он, требует определенного уровня квалификации продавца-консультанта и провизора, а в России "все еще высоко доверие к людям в белых халатах".

Торговые сети стараются продавать товары с наименьшими расходами и могут эффективно справляться с продажами презервативов и леденцов, которые и сейчас есть в прикассовых зонах, считает Солодов.

Неоднозначно оценивают инициативу в компании Stada CIS (производит, в частности, анальгин). Как сообщил изданию заместитель гендиректора компании Иван Глушков, с одной стороны, это увеличивает доступность препаратов для потребителя, потому что "только в крупных городах сейчас можно найти аптеки на каждом углу". Однако, отметил он, если продавец в аптеке выступает еще и в роли консультанта, то в магазине покупатель будет один на один с лекарствами.

Фармацевтическая деятельность относится к лицензируемым видам деятельности. Прибыль аптек на 70% зависит от продаж безрецептурных препаратов, и за счет этого аптеки покрывают затраты на выполнение социальных функций (выдача бесплатных и льготных лекарств), констатировал ранее Минсоцздрав

E-mail: fa@farmass.spb.ru

Телефон: (812) 603-22-80, +7 (903) 094-16-12

Наш адрес:
СПб., Владимирский проспект д. 17, корпус 3, офис 309,
метро «Владимирская»

Фармакологическая ассоциация
Фармакологическая ассоциация